Под марш российской доблести

   
   

1941-й. Война. Мы отступаем - не хватает боеприпасов, профессиональных военных, военной техники. Под танки - с зажигательной смесью, подчас на троих - одна винтовка, десятки тысяч - в окружении, тысячи - в плену, сотни тысяч -убиты. Наши не сдаются. В ноябре 41-го с брусчатки Красной площади под марш "Прощание славянки" уходят в бой солдаты советской армии...

Сквозь войны

Сколько кровопролитных разрушительных войн прокатилось по старушке-Европе в минувшем веке! В 1912-м разразилась 1-я Балканская. В Российской империи, в городке Тамбове, трубач кавалерийского полка Василий Агапкин, сочувствуя братьям-славянам, вытеснявшим с полуострова турецкие войска, написал для поддержания боевого духа марш, позже ставший официальным гимном российского воинства. Спустя 2 года, когда на Европу навалилась Первая мировая, под "Прощание славянки" уходили на фронт тысячи и тысячи русских солдат. После 1917-го марш попал под запрет как белогвардейский, написанный в царское время для имперской армии. А автор волею судьбы попал в Красную армию, организовал оркестр, а позже, уже в Москве, руководил оркестром мотострелковой дивизии имени Дзержинского.

- Меня всегда восхищал этот марш, считаю "Прощание славянки" самым лучшим маршем, хотя хороших много, - говорит писатель и драматург Николай Черкашин.

Автор книги "Последняя любовь Колчака" написал несколько пьес о великих сыновьях России специально для кисловодского театра-музея "Благодать", не так давно здесь состоялась премьера спектакля об Александре Колчаке и его возлюбленной Анне Тимиревой, уроженке Кисловодска.

Письмо на пластинке

Автора "Прощания славянки" судьба тоже связала с городом-курортом, чему сохранилось звуковое свидетельство. Николай Андреевич рассказывает, что Агапкин в 40-м году отдыхал на курорте, откуда отправил письмо-пластинку своему четырехлетнему сынишке. Такие звуковые послания в середине прошлого века пользовались популярностью, благодаря этому сегодня мы можем услышать голос автора марша "Прощание славянки".

- К маленькому сыну он обращается с добрыми, теплыми пожеланиями, - говорит Черкашин, - я вслушивался в этот голос, представлял, каким был человек, написавший главный марш российского воинства.

Николаю Андреевичу в свое время удалось найти родных Агапкина - в Москве жила дочь Василия Ивановича. В семье сохранили трубу корнет-а-пистон композитора, музыканта и дирижера.

"Как скрипка Страдивари"

- Я попросил дать мне на время эту реликвию, чтобы записать "Прощание славянки" с участием инструмента, на котором играл автор марша. Все получилось, гибкая пластинка вышла в приложении к популярному в те годы музыкальному журналу "Кругозор", - рассказывает Николай Андреевич.

И признается, что сначала принес заветную трубу домой - удивил отца, неплохо владевшего этим инструментом. Черкашин-старший (известный пушкиновед) сыграл на нем и вернул со словами: "Как скрипач к скрипке Страдивари прикоснулся..."

Николай Черкашин пытается отыскать следы сына Василия Агапкина. Известно, что родился он в 1936-м, по некоторым данным, - в новой семье композитора и дирижера. Этому мальчику, поясняет писатель, и адресовано то самое звуковое письмо из Кисловодска, полное отеческой любви и заботы.

Новые данные помогут Черкашину в его литературной работе - уже осенью в театре-музее "Благодать" состоится премьера, посвященная великому маршу российской доблести и его автору. Она намечена к юбилейной дате - 45-й годовщине со дня смерти Василия Агапкина.

Смотрите также: