Сегодня редкий выпуск новостей на центральных каналах обходится без сообщений о достижениях нашей космической отрасли.
Россия вновь в привычной позиции лидера - признанная космическая держава. Какое отношение к звездным далям имеет аграрное Ставрополье? Да самое прямое - здесь родился первый строитель космодрома "Байконур" генерал Георгий Шубников! В годы войны он возводил под огнем сложные переправы и мосты (его опыт даже в специальной литературе упоминается), после Победы строил знаменитый Трептов-парк в Берлине. Позже получил секретное назначение - возглавить строительство космодрома в казахской пустыне, где работал в одной связке с Королевым.
ЗаБУРАНенная память
105 лет со дня рождения генерала Шубникова отмечалось в мае прошлого года. Тогда же "АиФ-СК" рассказал об этом уникальном человеке, чье имя помнит космический мир, чью память чтут на Байконуре. На родине, в Ессентуках, снесен дом, который Георгий Максимович строил вместе со своим отцом (первый опыт будущего начальника главного космического объекта XX века). Есть в местном краеведческом музее небольшая экспозиция, посвященная великому земляку, здесь стараются сохранить его имя. В целом же юбилей Шубникова ни в родном городе, ни в крае как-то не заметили, впрочем, как и другую космическую дату - 20-летие запуска многоразового космического корабля "Буран". Между тем на Ставрополье проживает не один десяток специалистов, имеющих прямое отношение и к Байконуру, и к "Бурану".
В их числе - внук генерала Шубникова Александр Лосев. В 80-х он был в числе строителей взлетно-посадочной полосы в рамках знаменитого проекта. Грандиозная шла работа, вспоминает Лосев, ответственность колоссальная. Он относился к своим обязанностям с особенным трепетом - все-таки продолжатель династии. Да и на армейскую службу попросился после окончания строительного вуза сам, добиваться пришлось, чтобы отправили непременно на Байконур.
- Хотел начать там, где работал дед, - поясняет Александр Александрович. - О том, что я внук Шубникова, не распространялся, служил, как все, на полигоне.
О "Буране" Лосев рассказывает с неподдельным восторгом, убежден, что повторить такой широкомасштабный проект вряд ли удастся. Работала на него вся страна, счет шел на те, еще советские миллионы.
- Мы, конечно, и не представляли, какие средства затрачены на подготовку и запуск, но всю важность дела на своем участке ощущали в полной мере, старались на совесть, но рассказывать и обсуждать строительство было нельзя, - продолжает Александр Александрович.
Секретность на Байконуре всегда была жесточайшей, и за пределами космодрома распространяться было запрещено. Саша Лосев узнал о том, что дед был начальником космической стройки в школьные годы - от учительницы. Дома об этом никогда не говорили, а дед приезжал в Ессентуки, как правило, в штатском. И держа внуков на коленях, рассказывал о войне...
Из воды - к звездам
- Дед как-то сказал, что тот, кто научился строить на воде, сможет построить все. И его сын Георгий Шубников, и мои отец и старший брат Георгий Лосев стали гидростроителями, - говорит Александр Александрович.
Начало его строительной биографии прошло под звездами - теми, что на кителе деда, и теми, что смотрели на Байконур с такого близкого здесь неба. Саша Лосев трудностей не боялся и до сих пор гордится тем, что причастен к бурановской эпопее.
Жили военные строители в городе, возводить который начал еще генерал Шубников. В свое время он решил, что вокруг домов обязательно должны быть деревья. Тогда мало кто верил, что они приживутся в пустыне, вотчине перекати-поля. Но корни были пущены - как без них покорять стихию и возвращаться на Землю?
- Моя старшая дочь Юля родилась в городе, построенном ее прадедом, - говорит Александр Александрович, - а мама моя приезжала из Ессентуков, помогала растить малышку.
Для дочери Шубникова Евгении Георгиевны Байконур стал дважды родным - и отца, и сына судьба связала с величайшими космическими проектами прошлого века, равных которым пока нет, да и вряд ли они появятся в ближайшее время.
Младшая дочь Лосевых, названная в честь бабушки Евгенией, продолжит строительную династию. Женя-будущий архитектор-строитель, учится в Ростове, в Южнороссийском госуниверситете. Не исключено, что правнучка зачинателя Байконура скажет свое слово в космическом зодчестве. Или спроектирует музей генерала в его родном городе?
Смотрите также:
- Новый обелиск. В Карачаево-Черкесии установили памятник воинам-афганцам →
- Космодром генерала Шубникова →
- Лезгинка в честь Гагарина →