Порт-Артур, Цусима, Маньчжурия - все это на другом конце земли, если смотреть со стороны вершин Кавказа. А потому в первые дни войны с Японией на южной окраине России царило благодушное настроение.
Туркмены построили корабль...
Еще 27 января 1904 г. при первых атаках японцев на русский флот отличился наш земляк, пятигорчанин Ф.Г. Семиколенов, получивший золотую медаль за оборону Порт-Артура. Потом он сдаст в музей набор открыток, иллюстрирующих события той поры.
Меньше месяца оставалось жить самому блистательному губернатору Ставропольской губернии Н.Е. Никофораки. Но он успел отдать распоряжения и добиться у населения сочувственного отношения к мобилизации. С января по август 1904 г. жители с. Винодельного на усиление флота пожертвовали свыше 2 тыс. руб. А ставропольские туркмены даже построили на свои деньги (337 тыс. руб.) эсминец водоизмещением в 500 тонн, который уже 11 сентября был зачислен на флот России под названием "Трухменец Ставропольский". Кстати, этот корабль успешно сражался на Балтике во время Первой мировой и Гражданской войн.
Туркмены также поставляли лошадей и кибитки для организации санитарного обоза, который 9 ноября 1904 г. отправился в неблизкий путь через весь материк. И уже 14 января 1905 г. в Мукдене ставропольский санотряд развернул лазарет. Сестрами милосердия в нем были в основном пятигорчанки, а возглавил его опытный врач И.Д. Дзирне, по ходу военной кампании награжденный офицерским Георгием IV степени и другими наградами. Нет документальных свидетельств того, присутствовал ли Иван Дмитриевич на первом исполнении гимна "Плещут холодные волны", которое состоялось в Ставрополе, в Народном доме им. А.С. Пушкина, 18 июля
1904 г. Дирижировал хором автор - композитор В.Д. Беневский. Но, безусловно, в ту тревожную пору для многих наших земляков сам факт создания этого произведения, посвященного героической гибели моряков крейсера "Варяг", стал своеобразным откровением.
Письма от японцев
1905-й г. южане встречали на позициях, на легендарных сопках Маньчжурии. Время пощадило это письмо, хотя автор его неизвестен. Итак: "Рождественские праздники мы провели вдали от дома. Китайские фанзы служат сравнительно удобным и комфортабельным помещением.
Их военные с любовью разукрасили всем, что только можно достать. Вместо игрушек и разных безделушек елки были увешены орденами. На Новый год наступило негласное перемирие. И как-то даже было найдено письмо японского солдата к нашему солдату и несколько открыток с видами Японии. Письмо было написано по-русски. Начиналось оно так: "Храбрые воины великой России! Поздравляем вас с Новым годом, желаем счастья и здоровья. Нам с родины прислали подарки, которыми мы делимся с вами, отправляя вам открытки".
Любезность противника удивительна и приятна, но стократ дороже на войне весть из дома. Призывники из с. Александровского и окрестных хуторов, должно быть, с благодарностью вчитывались в строки, начертанные рукой известной в России писательницы-демократки Марко Вовчок. В начале ХХ века она жила на Ставрополье, в Александровском. И хотя ее сын, служивший на Дальнем Востоке, вышел в отставку в 1903 г., все же материнское сердце это не успокоило. Мария Александровна называла русско-японскую войну "слишком чудовищной". Ей было тяжело осознавать "гибель такой массы ни в чем не повинных людей, посланных на явную смерть". А потому она от всей души сочувствовала простым, безграмотным женщинам, чьи сыновья были призваны на фронт. Писала за них весточки, вместе с ними вязала теплые вещи и первой отдала большую часть своих книг, когда объявили сбор библиотеки для солдат.
В течение 2-х лет губернская газета печатала сводки и сообщения с мест о поступивших взносах. Из них можно узнать, что в 1905 г. садовладельцы села Прасковея отправили раненым на Дальний Восток 8 бочек и 400 ведер красного виноградного вина.
... Надвигалось Цусимское сражение. И там не обошлось без ставропольцев. Героической смертью пал минер Григорий Бороденков, крестьянин из села Ладовская Балка. Он служил на броненосце "Бородино". А в память о погибшем в том же сражении броненосце "Петропавловск" наши земляки - жители Верхне-Курантинского - решили переименовать свое село. И с 9 апреля 1906 года на карте Ставрополья появилось село Петропавловское - топонимический знак нашей причастности к русско-японской войне.
Смотрите также:
- Благодарим за Победу! Героям войны в Михайловске вручили подарки →
- В редакцию «АиФ-СК» приходят письма с поздравлениями ветеранов →
- 200 лет Бородинской битве. История в деталях →