Свой остров Евгения Луганского

   
   

В начале ноября Ставропольский академический театр драмы имени Лермонтова представил зрителю премьеру своего 164-го сезона - спектакль "Моя дорогая Памела (Ах, как бы нам пришить старушку?!)".

Новый творческий год на "домашней сцене" встретили после гастролей - несколько спектаклей труппа представила кавминводским зрителям и гостям курорта в Пятигорске в начале октября. Насколько важна "игра на выезде", что ждет поклонников ставропольской драмы в новом сезоне и о многом другом директор театра Евгений Луганский рассказал в эксклюзивном интервью "АиФ"-СК".

Театр - не роскошь, роскошь - гастроли

- Евгений Иванович, познакомить с творчеством Ставропольского театра драмы даже соседей по ЮФО сегодня достаточно проблематично...

- Организовать дорого - гостиница, проезд - затратный механизм. В прежние годы мы гастролировали по 2-3 месяца, были в разных регионах СССР, позже, лет 10 такой возможности не было совсем, а в последнее время у нас гастроли обменные с краевым театром оперетты в Пятигорске - они на нашей сцене, мы - у них. Часто выезжаем в разные районы Ставрополья, у нас даже филиалы есть - в Невинномысске, Новоалександровске, Светлограде. Здесь мы премьеры не раз давали раньше, чем в краевом центре. В Нефтекумске бываем - нас всегда ждут и тепло принимают. Это стало возможным благодаря поддержке правительства края - театр вошел в список первоочередных задач губернатора. Играем во дворцах культуры, они возрождаются сегодня в крае. Выездов же за пределы Ставропольского края давно не было. Между тем гастроли для театра - важнейшая часть творческого процесса, без них сложно. Это важно и для артиста, и для зрителя. Свежие впечатления, каждый выход на сцену - премьера перед новым залом. Некоторые спектакли в городах края принимают иначе, чем в Ставрополе - другие акценты, иная реакция. Это неожиданные находки для обеих сторон, взаимно обогащающие духовно.

- Нужно ли это людям? Театр, духовное возрождение - это же внутренних затрат требует. Не каждая душа готова трудиться, когда можно просто включить телевизор и не напрягаться...

- Мало сказать нужно - НЕОБХОДИМО! Каждый человек тянется к прекрасному. Нельзя допустить, чтобы наши земляки не видели спектаклей, не могли послушать симфоническую музыку. Мы готовы ехать и едем к ним с концертами, спектаклями. В Ставропольской филармонии - замечательные коллективы, талантливые исполнители.

Ток для души

- Театр, симфонический оркестр - что ж мы за народ решаем, что ему нужно? Вряд ли Гоголь с Чеховым...

- Это живое искусство, когда зритель становится СОТВОРЦОМ с актерами, музыкантами. Без этого нельзя. Если этого нет, такое искусство действительно не нужно. Я убежден, что воспринимать настоящее люди готовы и умеют. Я видел одухотворенные лица доярок и скотников на симфонических концертах, спектаклях: я им верю, настоящее искусство - оно всегда доходит до сердца и души.

- Но как к ним пробиться через засилье третьесортных программ на ТВ, массовое бескультурье, повальное хамство?

- Трудно. Трудно и театру, и филармоническим коллективам. В свое время говорили: придет кино - театр умрет. А театр жив, развивается и, думаю, будет жить всегда. Потому что соприкосновение с живым искусством - это нечто совершенно иное. Вот вы про телевизор говорили - да, пьем чай и смотрим между делом, не подключая мозг и душу. А в театре все-таки нужно сопереживать, силы душевные тратить.

- А может нам и не нужно сегодня этого искусства сценического, когда "глаза в глаза", можно же пустоты и черствости собственной в итоге испугаться?

- Пушкин говорил: "И чувства добрые я лирой пробуждал". Задача искусства именно чувства пробуждать. Добрые. Почему у нас в репертуаре так много детских спектаклей? Стараемся по два в каждом сезоне выпускать, а в этом их будет 4. Мы обязаны воспитывать зрителя - и в плане чувств, и в плане поведения. Иначе так и будет: школьники в иных городах порой вести себя в театре не могут. Но все равно человек тянется к прекрасному - наносная подростковая бравада уйдет рано или поздно.

- Значит, есть надежда, что из того юного зрителя, который сегодня безобразно "отсиживает" спектакль, вырастет полноценная духовная личность?

- Это задача деятелей культуры - не опускать свою планку и миссию свою нести - духовно возрождать общество. Несмотря ни на что.

- Рецепт есть для возрождения?

- У каждого художника он свой.

- А каково убить в себе артиста и пересесть в кресло администратора?

- В зависимой актерской профессии разные периоды - то много играешь, то мало, одни режиссеры видят тебя, другие - нет. Так и у меня произошло. Я понял, что больше пользы принесу театру на административной работе. Стало получаться. Мы не экономим на костюмах, на декорациях.

5 пудов театральной соли

- Так все красиво, нет проблем, где же ваши 5 пудов соли?

- Мои неподъемные 5 пудов - закон, не дающий мне возможности пригласить того режиссера, которого я хочу. За 100 тысяч рублей, определенных законом, ни один уважающий себя режиссер разговаривать не будет, не то что спектакль ставить. Хочешь интересную постановку - плати, а за имя столичное - еще больше. Есть и режиссеры, и актеры талантливые - пригласить их не можем, а чтобы делать яркие постановки - нужно свежие силы вливать. Но проблема N 1 - законодательная. И до сих пор не решен этот вопрос. В прошлом году театр попал в федеральную программу поддержки молодых режиссеров - это нам очень помогло: "Пять пудов любви" по чеховской "Чайке" поставил выпускник Марка Захарова Сергей Филиппов. С этим спектаклем мы стали дипломантами III Международного фестиваля в Санкт-Петербурге "Ученики мастера". И 164-й сезон открыли этой постановкой.

- Какие премьеры будут в новом сезоне в ближайшее время?

- Три премьерных спектакля - первый "My darling Pamela (Ах, как бы нам пришить старушку?!)", где речь идет о вере в человека. Героиня (народная артистка РФ Наталья Зубкова) своим детским мироощущением, верой в чистоту человеческих помыслов меняет окружающих в лучшую сторону. Поставил спектакль Валентин Бирюков, режиссер, чувствующий ожидания зрителя. Еще одна премьера - о первой любви: спектакль "Эй, ты, здравствуй" для молодых зрителей. Для маленьких готовимся поставить "Аленький цветочек", в свое время он шел в театре 17 лет, сменилось не одно поколение юных актеров и зрителей. Сказку будет ставить выпускник Государственной академии театрального искусства (бывший ГИТИС), кто - пока не знаю. Мы плотно сотрудничаем с режиссерским факультетом, откуда к нам уже трижды приезжали талантливые ребята, впоследствии ставшие востребованными режиссерами, которых приглашают сегодня и столичные театры.

- Что с театральными сложностями - низкими зарплатами, расходной постановочной частью?

- Мы эти вопросы не ставим - зарабатываем сами. Декорации и костюмы стараемся сделать самые лучшие, не экономим - если это надо. Таково кредо ставропольской драмы, которое мне досталось от моего учителя Михаила Новикова, 20 лет проработавшего в театре.

Я на ткани смотрю, на светильники - готовимся елку сделать самую лучшую, чтобы детвора ее запомнила. В прошлом году у нас все было в серебре - украшения, звезды, игрушки. Дети у этой елки получали колоссальное удовольствие, мы и в этом году постараемся их удивить. В театре должно быть красиво, сказочно, всегда лучше, чем в жизни. Если театр поразит ребенка в самом начале, он полюбит его и будет верен ему всегда. Театр - это увеличительное стекло, трибуна, с которой можно много сказать миру о милосердии, любви, доброте. Когда-то костромской литературовед Игорь Детков сказал: "В театр приходят за озарением". Театр и должен озарять.

Смотрите также: