8, 9 и 10 ноября Северная Осетия вновь прощалась со своими детьми, многим из которых едва исполнилось 20 лет. Мишенью для террористов на этот раз стало самое оживленное место во Владикавказе, наиболее уязвимое, с большим скоплением людей - верхняя остановка Центрального рынка. Здесь, у кинотеатра "Дружба" и торгового комплекса "Глобус", обычно назначают встречи. Сюда же после занятий стекается поток студентов из двух вузов.
Закрыть глаза и не видеть...
15-летняя школьница, которая стала невольным свидетелем ужасной трагедии, пришла в сознание только на следующий день после взрыва и пытается восстановить в памяти хронологию событий:
- Я живу поблизости. Сейчас мы не учимся - каникулы. На остановке рынка, где мы стояли с мамой, было очень много людей, тем не менее я обратила внимание на женщину в голубой косынке, в черной длинной одежде до пят. Она была такая бледная, суетилась, и я еще подумала: может быть, ей жарко, ведь в тот день на улице было очень тепло. Потом прогремел взрыв. Когда я очнулась, увидела над собой испуганное лицо мамы, которая приводила меня в сознание, хотя сама получила тяжелые ранения и ожоги. Асфальт был залит кровью, кругом были разбросаны фрагменты тел. Мама закрыла мне глаза, чтобы я не видела всего этого.
Мама этой школьницы, которая с ранениями находится в той же палате, вспоминает: "На вид ей было около 25-27 лет, тонкие черты лица, рост около 180 см, крупного телосложения. Слегка удивили ее пропорции: в талии она была намного шире, чем в плечах и бедрах. Только сейчас я поняла, что, скорее всего, это и был пояс шахидки. Но тогда на самом деле мы ничего не заподозрили, так как во Владикавказе много мусульманок ходят в хиджабах".
Водитель той самой злополучной 28-й маршрутки, оказавшейся в час пик на остановке, чудом остался жив: его спасло высокое кресло сиденья. Отвечая на вопросы, он все время держится за уши: во время взрыва получил контузию.
- На улице Горького я посадил пассажирку, подъехал к верхней остановке рынка и стал ждать, пока пассажиры зайдут в салон. В этот момент и прогремел взрыв. Не знаю, сколько времени я находился без сознания. Когда очнулся, заглянул в салон. Там трое пассажиров лежали на полу. Меня кто-то взял под руки и посадил в свою машину и повез в больницу.
Помощь до автоматизма
Первые пострадавшие стали поступать в 14.50. Одновременно в больницу доставили 13 человек. Из них один из студентов скончался по пути в лечебное учреждение. Сейчас в больницах города находятся еще 42 пострадавших. Диагнозы у всех одинаковые: минно-взрывные травмы, осколочные ранения, баротравмы.
В реанимационных отделениях городских больниц находятся еще 2 человека. За их жизнь борются ведущие хирурги республики.
Главврач Республиканской клинической больницы Борис Дигуров рассказывает: "К сожалению, у хирургов, травматологов Осетии механизм действия при терактах отлажен до автоматизма: слишком часто приходилось с ними сталкиваться".
У дверей отделений с пострадавшими дежурят родственники, однокурсники, друзья, соседи, понимающие, что "чужого горя не бывает". К счастью, таковых большинство. Как говорят сами пострадавшие в теракте, незнакомые люди брали их на руки и на своих машинах отвозили в больницы.
- Взрывной волной меня откинуло назад. Изо рта пошла кровь. Какая-то женщина подбежала ко мне, отвела в ближайший магазин, помогла смыть кровь и усадила в "скорую", - говорит 21-летняя студентка Анастасия Дыхалова. - К сожалению, я была не в том состоянии, чтобы хотя бы спросить ее имя.
36-летнюю Ирину Кравченко с тяжелыми ожогами лица и ранами в больницу, прямо в руки докторам, отвез незнакомый ей человек.
- Я благодарна ему и тем, кто брал на руки пострадавших и сам, не дожидаясь приезда "скорой", отвозил раненых в больницу.
Таксисты боялись испачкать машины...
К великому стыду, были и другие - те, кто в трудную минуту не протянул руку помощи просящему, когда счет шел на минуты.
Старшая медсестра отделения хирургии РКБ Вера Галаванова о произошедшем теракте узнала от сына, который позвонил ей с места взрыва:
- Он только успел мне сказать: "Мама, на "Глобусе" взрыв, много погибших и раненых. За меня не переживай, у меня осколочные ранения грудной клетки и ног". На этом связь оборвалась. Потом я сама кое-как дозвонилась, он уже был на пути в больницу.
Он не сказал вам, как его не хотели подбирать таксисты? Наверное, стыдно было, неудобно. Из последних сил, в насквозь промокшей от крови одежде, Артур пытался остановить три или четыре машины, а ему говорят: "Ты весь в крови, еще машину испачкаешь!" Представляете? Да сроду я такого не помню, чтобы на Кавказе человек человека в беде оставил. Неужели у них даже сердце не екнуло?! Пусть они прочтут эти строки, узнают себя, и им станет стыдно! Когда Артур спустился к нижней остановке рынка, увидел ребят из института, которые сами были в крови. С какой-то попытки мальчикам удалось-таки поймать машину и уговорить таксиста отвезти их до улицы Барбашова (на которой находится РКБ - прим. Авт.). Таксист довез их до указанной улицы и остановился, отказавшись доехать до больницы. Оттуда эти мальчишки, хотя и сами были ранены, несли моего сына на руках. Я им очень благодарна...
Смотрите также:
- «Танцевать буду, но в автобус больше не сяду». Эксклюзивное интервью с выжившими в ДТП →
- Чеченский подросток рассказал подробности событий на острове Утойя →
- Железноводск. Год после взрыва →