"Крутым" не до истории

   
   

175 лет назад (1833 год) был разработан первый генеральный план застройки Ставрополя. Тогда речь шла о 18 продольных и 14 поперечных улицах. Конечно же, много чего произошло с тех пор. Бывшая крепость, возведенная на вершине горы, превратилась в крупнейший город Северного Кавказа, который впитал и окрестные леса, и слободки и зашагал по полям и степям. И вот готовится к утверждению проект генерального плана застройки города в XXI веке, подготовленный в Москве институтом "Гипрогор".

Председатель общественной экологической экспертизы Экологического конгресса Ставрополья, доцент СГУ, кандидат геолого-минералогических наук Б.Л. Годзевич сокрушается:

- В этом документе даже не упоминается, что Ставрополь входит в число исторических городов России (их всего 115). Следовательно, необходимо беречь прошлое, выявлять заповедные зоны, сохранять тот неповторимый облик города, который вдохновенно создавался талантливыми архитекторами. Они, как никто, чувствовали этот причудливый рельеф с большим перепадом высот, учитывали почвенные особенности.

Что будем пить?

Ставрополь - город уникальный в отношении своего местоположения. Он стоит на водоразделе Черного и Каспийского морей, но сам не имеет каких-либо масштабных источников влаги - ни рек, ни озер. Правда, множество родников на протяжении столетий утоляли жажду людей, животных и растений. Ныне Сенгилеевское водохранилище обеспечивает водой Ставрополь и несколько близлежащих районов. Причем его состояние далеко от идеального. Вода не вполне соответствует стандартам и поступает в город на горе по единственной нитке водовода, проложенного по отвесному оползневому склону. Аварии там случались не раз. Это свидетельствует о том, что город наш исчерпал один из важнейших ресурсов развития.

А на чем стоим?

Борис Леонидович как геолог в этом вопросе ас. Итак, стоит Ставрополь на неустойчивой основе - на глинах, то есть чрезмерные нагрузки в виде планируемых небоскребов городу противопоказаны - велика вероятность оползней да и сейсмичность дает о себе знать. И совершенно недопустимо расширяться за счет строительства на черноземах. Ставрополь, должно быть, единственный город в нашей стране, который в своих границах имеет заказник под названием "Ставропольский чернозем", где можно полюбоваться гумусным слоем толщиной более метра. И ни в коем случае нельзя активно осваивать леса и уничтожать рощи и скверы. В прошлом веке ставропольцы по праву гордились тем, что живут в самом зеленом городе России. А ныне дельцы и ловкачи всех мастей норовят переводить в муниципальную собственность сельскохозяйственные и лесные угодья. В Генплане, например, намечается превратить Мамайский лес в курортно-рекреационную зону. А ведь это просто предлог для очередной хищнической застройки.

Не потеряться бы...

Что и говорить, за последние десятилетия город наш стремительно меняется. И в то же время теряется... Фрагмент новомодной Москвы или Техаса, что-то напоминающее Запад, но наш город на географической границе Европы и Азии, "полуденный край России", "теплое колониальное гнездышко", как назвал Ставрополь его певец - писатель Илья Сургучев. У него свой, особенный стиль... Но его усиленно пытаются уничтожить.

С большим трудом удалось заповедовать сердцу города его исток - Крепостную гору, и что же? Как кукиш всем патриотам, там воздвигнул особняк ректор одного из вузов. Пошумели, покричали да и замолчали.

А еще Б.Л. Годзевич слышал, что на Крепостной горе собираются строить многоэтажку. Весьма легко и, сказывают, прибыльно простились с "Родиной" - этот кинотеатр был своеобразным символом краевого центра и одной из его архитектурных доминант все на той же исторической Крепостной горе. Снесли... И не такая ли участь подстерегает весь исторический квартал губернских присутственных мест? В этом году исполняется 220 лет Джузеппе Бернардацци, швейцарцу итальянского происхождения, приглашенному А.П. Ермоловым вместе с братом для обустройства новых земель империи. Бернардацци больше известны на Кавминводах. Но тем не менее именно им довелось проектировать ансамбль губернских присутственных мест, о чем рассказывает и мемориальная доска на донельзя обшарпанном здании по улице Советской, в котором сейчас размещается инспекция федеральной налоговой службы Октябрьского района. А, собственно, для чего с обветшалой стариной церемониться? Разгул цинизма...

- И все же я и мои единомышленники из Экологического конгресса, - говорит Борис Леонидович,- продолжаем надеяться ну хотя бы на нового мэра, ведь скоро выборы. Вдруг да поймет...

Смотрите также: