На днях в Москве открылась персональная выставка академика Российской академии художеств Николая Вдовкина. Это не первый его вернисаж на Пречистенке - в 2005-м, тогда еще как член-корреспондент РАХ, Николай Михайлович представлял свои работы в двух залах академии, академиком которой стал в 2007-м, в год ее 250-летия. В этом - его юбилей - 60-летие.
Широкая экспозиция в девяти(!) залах РАХ вместила более 120 живописных, графических, выполненных в разных техниках эмали работ Мастера, создавшего свою школу горячей эмали. Ее называют "Южной" (есть еще и "Северная", в Ярославле, где давно живет друг и однокурсник Вдовкина Александр Карих, глава местного Союза художников). Сам Николай Михайлович основательно осел на Ставрополье без малого два десятка лет назад.
"Зараженные"... эмалью
Выбор в пользу сельской жизни всей семьей сделали в начале 90-х сознательно: в своей родной уже Побегайловке потихоньку построили дом (его Николай Вдовкин проектировал сам - много мастерских, мало комнат). По обывательским меркам такой не продать, для художника же то, что нужно. И глобальное наступление урбанизации творческую личность здесь не угнетает.
- Устаю я от города, - признается Николай Михайлович, - в Побегайловке мне спокойнее: дышится здесь легко.
На симпозиумы и семинары из России и зарубежья ежегодно съезжаются к Вдовкиным жадные до творчества люди, здесь настоящая Побегайловская колония эмальеров. Вдыхают тот самый необычный воздух, что питает Большого Художника, и заражаются, прикипают к прикладному эмалетворению. Хотя, как известно, не место красит...
Краски наносят на медную либо бронзовую основы слой за слоем, а с себя слой за слоем счищают все наносное, ненастоящее - материал требует общения с чистой душой. Печь принимает на обжиг самые фантастические работы и выдает еще более потрясающие результаты.
- Мастерство в том, чтобы предугадать, как это будет после многочисленных "намывов", уметь добиться цели, - делится секретами главный эмальер России.
Дар творческого предвидения, долготерпение и мастерство многослойности самого Николая Михайловича достичь пока никому не удается. На то он и Вдовкин.
- Умеет он передать свой заряд, свою увлеченность, - рассказывает Нина Скворцова, зрелый мастер художественной обработки металла и начинающий эмальер, - мы здесь все - "зараженные" эмалью.
Николай Михайлович в эмали "погрузился" в 1985-м, в Венгрии, уже будучи членом Союза художников. С упоением учился сам, потом учил других - в той же Венгрии, России, Германии, где его работы, кроме того, украшают два великолепных музея эмали (а сколько их в музеях и частных коллекциях мира, сложно сосчитать), а не так давно получил в Будапеште главный приз престижной международной триенале.
Выставки этого года следуют одна за другой: Голландия, Краснодар, Ростов, Ставрополь, Санкт-Петербург, Москва. Перед той, что в залах РАХ, академик Вдовкин волновался, словно студент перед защитой диплома, в чем накануне искренне признался "АиФ"-СК".
Петровка-Ищерская-Майский
Коля Вдовкин родился под Карагандой, в Петровке. Сюда, в степи Казахстана Советы традиционно ссылали "врагов народа". Родные матери - из раскулаченных, дед по отцовской линии - белогвардейский офицер. Долгие годы в семье считали, что он погиб в Гражданскую, но совсем недавно выяснилось - остался жив и даже создал вторую семью. Весточка пришла из США: американские потомки русского офицера Михаила Николаевича Вдовкина откликнулись на информацию, размещенную в Интернете одной из студенток Николая Михайловича. Оказалось, не совпадение - родные... Такой вот обжиг - исторически-временной. И на Северный Кавказ привела судьба Вдовкина совсем не случайно. Он значительную часть своей жизни прожил здесь - сначала в станице Ищерской, куда на свою родину перевез новую семью отчим - казак Иван Ложкин, второй родной человек после отца, затем в городке Майском, в Кабардино-Балкарии. Под Ищерской в годы Великой Отечественной шли ожесточенные бои - Гитлер рвался к грозненской нефти. О сражениях свидетельствовали многочисленные воронки за селом, где мальчишки собирали свои железные трофеи, жгли костры, выплавляли из боеприпасов тол - рядовое послевоенное детство... Спустя много лет Николай Михайлович много читал о боях под Ищерской - воспоминания фронтовиков, тех, кто отстоял Кавказ, ту землю, где прошли его детские годы.
- На Кавказе меня принимали за своего - я был черноволосым, хотя в раннем детстве - блондином. Ребята-кабардинцы даже удивлялись, что я так чисто говорю по-русски.
В Майском Коля Вдовкин окончил неполную среднюю школу и поступил в Дагестанское художественное училище.
"Саманная дорога" в Москву
В Махачкале талантливый юноша проучился два года: один из педагогов подсказал другой путь - в столичный вуз. Но за плечами не было полного среднего, да и денег на дорогу - семья была не из богатых. Тем не менее, Вдовкин оставляет училище, возвращается в Майский, где удивленная мама и сестры никак не могут понять, почему при всех своих пятерках он бросил учебу. Колина настойчивость в итоге дала результат - он окончил вечернюю школу экстерном, за три месяца, а на поездку в столицу зарабатывал... делая стройматериал из глины и соломы.
- По 3 копейки за саманину, - вспоминает "курс" середины 60-х академик Вдовкин. Возил глину тачками, размачивал, потом солому добавлял - все как положено, - "рецептуру" тех лет сегодня мало кто вспомнит, а Николай Михайлович не забыл, как на станочке делал, сушил и сдавал.
Заработок за 1000 штук составил 36 рублей, на билет в общем вагоне нужно было 13. Вполне хватало. Вот только пока трудился, экзамены в Москве закончились. Вернулся в Майский расстроенный: все зря, не оправдал ничьих надежд... Поддержал директор родной школы N 2, где несостоявшийся студент Колька Вдовкин стал преподавать черчение и рисование. За год перерисовал портреты всех учеников и учителей (может, кто-то хранит дома свой портрет, выполненный рукой будущего академика), и в знаменитую Строгановку все же поступил.
Позже была работа на "закрытом" машзаводе и Хабаровск с монументальными успехами в творчестве и организаторской работой в Союзе художников, и маленькая Побегайловка на Северном Кавказе с прогремевшей на весь мир школой эмали "Южной" - Вдовкинской.