В конце 2007 года Всемирный банк опубликовал доклад об экономике России. По мнению его аналитиков, темпы роста экономики в стране уже достигли своего предела. При среднегодовом росте ВВП России на 6,5% за последние пять лет всего 0,4% приходятся на рост производительности труда.
В числе причин, мешающих россиянам работать с более высокой отдачей, названы высокий процент морально и физически устаревшего оборудования. А также низкая мотивация к труду. Действует принцип: как платите, так и работаем.
Сколько же на самом деле получают трудящиеся Ставрополья, включая "серую" и "белую" зарплаты, соцпакет, и всевозможные компенсационные выплаты? С этим - отнюдь не праздным - вопросом мы обратились в министерство труда и социальной защиты населения края.
Не на жизнь, а на... выживание
В 2007 году средняя месячная заработная плата работников приблизилась к отметке 8 тысяч рублей.
Это в 2 раза превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения. Между тем, для нормального воспроизводства рабочей силы такое превышение должно быть трех- или даже четырехкратным.
Заработную плату, по размеру приближающуюся к понятию "достойная", т.е. более 10 тыс. рублей, в крае получают чуть больше четверти (28%) работающих.
Каждый четвертый работник получал зарплату, обеспечивающую потребности самого работника и двух иждивенцев.
Каждый третий своей зарплатой может обеспечить физиологическое выживание лишь себе и одному иждивенцу, не говоря уже об образовании и качественном медицинском обслуживании.
Соцпакет на 130 рублей
- Большинство работодателей, - рассказывает министр труда и соцзащиты Николай Пальцев, - сегодня уже осознают, что выплата только заработной платы не способствует закреплению высококвалифицированных кадров, повышению качества и производительности труда. Поэтому они стремятся оказывать своим работникам различную дополнительную помощь, предоставляя так называемый "социальный пакет".
В 2007 году такие выплаты в крае выросли на 28 %. Однако их размер значительно различается в зависимости от видов экономической деятельности.
Так, например, в организациях транспорта и связи их доля в общих затратах на рабочую силу составила 22%, строительства - 19%, а вот на предприятиях сельского хозяйства, в учреждениях здравоохранения и социальных услуг она составляет менее 10%.
Показателен абсолютный размер социальных выплат в расчете на одного работника: в среднем они составили всего 130 рублей! То есть добавка к средней заработной плате не превышает 2 процентов.
Меньше знаешь - лучше спишь
На цену рабочей силы существенное влияние оказывает квалификация рабочей силы.
Минимальные затраты на эти цели, необходимые для простого воспроизводства профессионального кадрового потенциала предприятий, должны быть не менее 2% от фонда заработной платы. Именно такая цифра определена в Соглашении между правительством Ставропольского края, Федерацией профсоюзов Ставропольского края и Конгрессом деловых кругов Ставрополья на 2007-2009 годы.
Фактически же, по словам министра, такие расходы во многих обследованных организациях не превышают 0,7%, или почти в 3 раза меньше минимальной потребности.
Сила есть. Дать ей ума - большая задача!
В чем причина относительно низкой цены рабочей силы в крае?
По мнению министра труда и социальной защиты Ставропольского края Николая Пальцева, основной причиной является отсутствие баланса спроса и предложений на рабочую силу.
К примеру, в 2007 году спрос на рабочую силу в отраслях производства, сферы быта и услуг составлял 18,6 тыс. человек. А численность граждан, которые ищут работу - в 6 раз больше.
- Все это, - убежден Пальцев, - и позволяет работодателям выбрать путь производства более дешевых товаров и услуг за счет применения дешевой и малоквалифицированной рабочей силы.
Когда "верхи" не хотят
Сегодня исполнительная власть не может в приказном порядке заставить работодателей повысить цену рабочей силы. Едва ли не единственный рычаг, с помощью которого можно хоть как-то управлять этим процессом - социальное партнерство. В настоящее время численность работников, трудовые отношения которых с работодателями регулируются коллективными договорами, составляет 90 процентов.
Но насколько эффективны имеющиеся договора - еще тот вопрос!
- Пока, - признается министр, - нам не удалось на всех уровнях социального партнерства сформировать сильных и независимых представителей сторон трудовых отношений. Во многих организациях очень робко выглядит сторона работников, а на отраслевом и муниципальном уровнях - не везде сформирована сторона работодателей. Многие работодатели, пользуясь неограниченной властью на своих предприятиях, не склонны вообще подчиняться каким-либо общим соглашениям.
Полной профанацией сути коллективно-договорных отношений является и ситуация, когда сторону работников в коллективном договоре представляет профком предприятия, а работодателя - управляющая компания, то есть организация более высокого уровня в иерархии управления. В таких ситуациях проведение коллективных переговоров на равноправных условиях первичной профсоюзной организацией - занятие не из простых. Поэтому работники вынуждены довольствоваться тем, что им предоставляют "сверху", из-за пределов предприятия.
Смотрите также:
- Лучших стимулируем, остальные - подтягиваются →
- Каким прогнозам стоит верить? →
- … Получают меньше всех? →