Крыша поехала!

   
   

Тысячи ставропольцев живут в домах, разрушенных оползнями, однако поменять жилье могут немногие.

Прокатись на нашей "карусели"

Выйдя из дома Любови Кучеренко, чувствуешь себя, как после сумасшедшей карусели: дико кружится голова и тошнит. "Кривой дом" - так называет это, с позволения сказать, жилище 4-летний внук Любови Дениска. По полу здесь запросто можно кататься на санках: он, как горка, под наклоном в 45 градусов.

Кривым добротный дом Кучеренко стал после того, как его сдвинул мощный оползень. Сейчас строение, которое формально имеет адрес по улице Российской, фактически находится на переулке Апрельском. Оно "уехало" на 60 метров.

В нечеловеческих условиях семья живет уже несколько лет. На первом этаже - могильная плесень и крысы, от которых невозможно избавиться, на втором - перекошенные пол и стены. Вот такая "карусель"...

- Мы почти всю мебель выбросили, - ровным голосом рассказывает привыкшая ко всему Любовь Кучеренко. - А что с нее толку? Во-первых, ломается, а во-вторых, плесневеет. Кушаем мы внизу. Там, конечно, сыро, но хотя бы ровно. Сидим на больших флягах. Застилаем их подушками и кушаем...

С покосившейся лестницы не раз падал муж Любови. Хорошо хоть отделался легкими ушибами. А сейчас по ней каждый день поднимается и спускается беременная младшая дочь.

- Ей с ребеночком придется уйти на квартиру, - продолжает Люба. - А мы будем жить здесь дальше, идти нам некуда...

Опасно для жизни!

Вместе с Любой мы прошлись по окрестностям: переулку Апрельскому, улицам Российской, Свободной. Повсюду одна и та же удручающая картина: руины, грязь по колено, опасно накренившиеся дома. На каждом можно смело вешать табличку "Опасно для жизни!" Свою разрушительную работу оползни ведут здесь больше десяти лет. Увы, в 60-е и 70-е годы, когда здесь велась интенсивная частная застройка, ничто не предвещало беды...

Когда-то радовал глаз красавец-дом нынешнего инвалида 1-й группы, ветерана Великой Отечественной войны Георгия Ивановича Казакова. А теперь здание производит удручающее впечатление - ушло под землю на два с половиной метра и все покрыто устрашающими трещинами.

- Папа строился много лет, считал, что все должно быть сделано своими руками, - вспоминает дочь Казакова Наталья. - Дом был шикарный, но ведь и сил на него отец потратил столько, что не приведи господь.

Георгий Иванович честно отрабатывал смену на железной дороге, а потом шел домой и отстаивал "вторую смену" - на строительстве своего дома. Получать готовенькую квартиру от государства ему казалось неудобным...

В свои 80 с лишним Георгий Иванович обречен жить в рассыпающемся сыром доме. Удобств семья лишилась тоже из-за оползня. Жилище накренилось так, что вода из канализационной трубы не уходит. А питьевую брать сейчас приходится из колонки. Газовые трубы рвет с "завидной" регулярностью.

Кто вытащит из трущоб

На фоне этой разрухи - тяжелое состояние здоровья хозяина дома. Недавно дедушке ампутировали ногу, и в условиях, в которых он проживает, совершенно бесполезной оказалась инвалидная коляска.

- Иногда зайдешь к нему в комнату, а он сидит на кровати с узелком из простыни, смотрит в окно и вздыхает: "А я думал, что все меня бросили, и я теперь один и на одной ноге...", - откровенничает Наталья. Сегодня она вынуждена жить в "кривом" доме, чтобы ухаживать за больным и беспомощным отцом. Там же проживают дочь с зятем с двумя маленькими детьми.

- Власти нам говорят - отдайте деда в Дом ветеранов, - горько констатирует Наталья. - Слышала и такое: квартиру сможем дать только тогда, когда рухнет крыша. Боюсь, в этом случае нам уже ничего не понадобится...

В "аварийную" очередь семья Казаковых в советское время встать не успела. А теперь, чтобы оформиться в эту очередь, надо провести платные экспертизы. Стоят они в совокупности - ни много ни мало - 150 тысяч рублей, однако и в этом случае нет гарантии, что Казаковы когда-нибудь выберутся из трущоб.

И даже инженерно-геологическое заключение о состоянии дома, полученное от Министерства природных ресурсов РФ, отклонено "инстанциями" как недействительное. Между тем вывод его красноречив: "Существует вероятность внезапного частичного или полного обрушения здания, что может привести к катастрофическим последствиям..."

Но подобные бумаги сейчас силы не имеют. Главный аргумент - рухнувшая крыша...

Комментарий "АиФ"-СК"

Заместитель начальника жилищного управления администрации Ставрополя Петр РУДИК:

- К сожалению, семьям, проживающим в частном аварийном секторе, рассчитывать особо не на что. Федеральная программа "Жилище" помогает только тем, кто проживает в домах муниципального фонда. Этим жильцам в соответствии с социальными нормами полагается бесплатно жилье.

Теперь о семьях Кучеренко и Казакова. У первой семьи в связи с тем, что один из ее членов работает в муниципальной структуре, есть возможность купить квартиру за половину цены. Мы уже получили согласие от Кучеренко. Что касается Казакова, то как участнику и инвалиду Великой Отечественной войны ему могут предоставить квартиру в городском Доме ветеранов.

Сочувствую людям, которые вынуждены жить в таких условиях, но у них хотя бы есть крыша над головой! Поймите меня правильно: финансовые ресурсы городской администрации крайне ограничены. В Ставрополе сейчас более 7000 человек проживает в ужасных условиях, а мы реально можем помочь, дай бог, пятидесяти. Кстати, планируем начать строительство очередной многоэтажки для жильцов ветхих и аварийных домов. Но это лишь частичное решение проблемы. Для радикального решения вопроса необходимы государственные меры.

Смотрите также: