"Под барабанный бой родился город мой"

   
   

Многие населенные пункты в предгорьях Северного Кавказа возникли из военных укреплений по Азово-Моздокской оборонительной линии в период колонизации этого края. Крепость N7 Ставрополь выделялась не только своим древнегреческим именем, но и главенствующим положением. Фортификационный объект закладывался на горе, возвышающейся над уровнем моря больше чем на 600 метров.

Что касается названия, то жители Ставрополя сызмальства слышали волнующую воображение легенду о том, что сам непобедимый генералиссимус Александр Суворов стоял у колыбели этой крепости. И будто едва только начали копать землю под фундамент, как тут же наткнулись на что-то твердое. Оказалось - каменный крест. Александр Васильевич истолковал находку как доброе предзнаменование.

Жаль, что на самом деле этого не было, однако каменные кресты, свидетельствующие о проникновении христианства на Кавказ и в Предкавказье еще в раннем средневековье, отыскивались не так уж и редко. Так что вполне вероятно, что название свое крепость (Град Креста - по-гречески) и получила благодаря символической находке.

Некоторые исследователи склонны считать, что сама Екатерина Великая нарекла этим именем будущий город.

В действительности руководил строительством Ставропольской крепости генерал-поручик Иван Якоби. Суворов же прибыл непосредственно в Ставрополь в инспекционную командировку 23 февраля 1779 года. Бюст его установлен на том месте, откуда берет начало наш город на горе. Не случайно поэт сказал: "Твоими, Ставрополь, глазами глядит Россия на Кавказ".

С той же горы Александр Пушкин впервые увидел белоснежные хребты Большого Кавказа, которые принял за облака. Возможно, Александр Сергеевич застал и так называемую аванкрепость, которая предшествовала главной. Ее стены с бойницами высились там, где сейчас улица Дзержинского в краевом центре. Аванкрепость в случае нападения должна была задержать противника, заставить его преждевременно развернуть свои силы. В истории зафиксировано одно-единственное нападение на Ставропольскую крепость. Кстати, произошло оно в тот самый год, когда осмотрел новорожденное укрепление Суворов. Ему оно понравилось, но ужасно не понравилось Турции. Коварная Порта не могла стерпеть того, что Россия так прочно обосновывается на своих южных границах. Князь Дулак Султан собрал полуторатысячный отряд, переправился через Кубань и двинулся к ненавистной крепости на горе. Атака не удалась. Забияка был разгромлен. И поделом! А после этого никто и не пытался ходить на Ставрополь. Лишь 65 лет назад, в августе 1942-го, немецкие захватчики ненадолго завладели городом, который в ту пору утратил было свое прекрасное античное имя и стал носить фамилию никакими узами с ним не связанного наркома обороны Климента Ворошилова.

Смотрите также: