Сбор на "Белой вилле"

   
   

На пять дней Мемориальный музей-усадьба Николая Ярошенко в Кисловодске стал центром притяжения для сотен людей, почитающих творчество великого русского живописца. На "Белую виллу", где в конце XIX века жил художник-передвижник, съехались музейщики из разных уголков России.

"Наследие Николая Ярошенко в движении эпох" - международная научно-практическая конференция под таким названием собрала в Кисловодске элиту музейного дела России. Впервые к российским служителям музейного культа "примкнули" коллеги из Украины, Японии, Ирландии. По словам директора музея художника Нины Бескровной, готовили конференцию долго и тщательно, чтобы заинтересовать и достойно встретить коллег. Приурочили "большой сбор" музейного сообщества к двум юбилейным датам: 45-летию музея Ярошенко и 100-летию со дня рождения его основателя и первого директора Владимира Секлюцкого.

Директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника Поленова Наталья Грамолина вспоминала, что была в музее Ярошенко в то время, когда Владимир Секлюцкий только создавал его. "У него была великая убежденность, что музей обязательно состоится. Сегодня это не просто музей - это музей-усадьба. На музеи-усадьбы необходимо опираться, сделать их визитной карточкой города, даже целого региона". Как подчеркнула Наталья Николаевна, судьбы Василия Поленова и Николая Ярошенко во многом схожи - они практически в одно время покинули большие города: Поленов отправился в деревню на Оку, Ярошенко - в Кисловодск. И оба создали свою точку опоры - свои дома-усадьбы, ставшие музеями. "В провинции существование таких музеев особенно важно. Провинция - это настоящая опора России, ее духовного возрождения", - уверена Наталья Грамолина. Примечательно, что в свое время художники приглашали к себе коллег - рисовать "на пленэре". Этой традиции в поленовской усадьбе больше века. Здесь и сегодня принимают гостей, особое приглашение - художникам с Северного Кавказа.

Кисти Николая Ярошенко принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого (полотно хранится в Русском музее). Это реальное воплощение духовной близости поэта и художника, подчеркнула замдиректора Государственного музея Льва Толстого Тамара Бурлакова. Для сотрудников музея великого писателя каждая встреча с Северным Кавказом особенная, ведь здесь бывал Лев Николаевич. "Именно под этим небом Толстой проснулся знаменитым, - рассказывает Тамара Тихоновна. - Эти места отмечены музой великих людей, и Кавказ для многих - символ духовности, символ высоты и чистоты помыслов, символ постижения божественного в человеке".

Смотрите также: