Если порой они не нужны даже собственным родителям. Мамы и папы частенько воспринимают родных малышей как обузу. Детей бьют, вымещая на них злобу и горечь от неустроенности и собственной несостоятельности.
Защита детей - задача отделов по делам несовершеннолетних. Эта служба не знает выходных, ведь ребенок должен быть защищен всегда. И даже от тех, кто связан с ним родственными узами.
Ребенка не замечают
Начальник отдела по делам несовершеннолетних (ОДН) Георгиевского РОВД Сергей Шмаленко вспоминает, как пару лет назад горе-родители пытались лечить дочь от клептомании, сажая ее на цепь, прижигая руки горячими шампурами. В общем, выжигали порок каленым железом, не посчитав нужным обратиться к психологу. За жестокое обращение с ребенком родителей привлекли к уголовной ответственности.
Бывает, что папаши и мамаши не избивают детей, а просто полностью их игнорируют. Сергей Станиславович с горечью констатирует, что равнодушие и бездействие не менее опасны для ребенка: "Бывает, что прививки малышам медработники делают в присутствии нашего инспектора. Ребенка не кормят, не одевают, просто не замечают. Таких нерадивых родителей лишают родительских прав, возбуждают уголовные дела".
Детей у таких мам и пап сначала отбирают и направляют в приют. В том случае, если родителей лишат прав, ребенок попадет в детский дом. Но пока он в приюте, у родителей есть шанс исправиться. Некоторые берутся за ум, другие - продолжают жить в свое удовольствие.
Майор милиции Анна Костина вспоминает, как в свое время в приют направили сразу четверых ребятишек. У 25-летней мамочки не было возможности ни одеть, ни накормить детей. Ребятню одели в то, что принесли из дома работники ОДН, - не везти же их в приют голыми! Но мамаша не торопилась искать работу и не спешила навещать своих чад. Как-то Анна встретила женщину в городе - напомаженная дамочка бойко разговаривала по телефону.
- Честное слово, так хотелось подойти и сказать ей при всех все, что о ней думаю. Сдержалась, - говорит майор Костина. Анна Васильевна работает в ОДН с 19 лет, у нее самой двое детей, и как мать она всегда старается максимально помочь молодым семьям. Но помощь, убедилась Анна, нужна только тем, кто хочет найти выход из сложной ситуации.
"Одичавшие" родители
Майор Шмаленко отмечает, в последнее время четко прослеживается тенденция: те, кто в девяностых в подростковом возрасте стоял на учете в ОДН, сегодня часто становятся плохими родителями. "Гены, - сокрушается Сергей Станиславович, - куда от них? Корни противоправного поведения детей чаще всего именно в семье. Потому и усыновители, бывает, отказываются от детей, и это тоже не секрет".
Существует еще одна проблема: некоторые матери и отцы в погоне за заработком напрочь забывают о своих чадах. Шмаленко называет это "одичанием" родителей. Раньше мамы и папы надеялись на комсомол и пионерию. Сегодня этот пробел чаще занимают уличные развлечения.
К тому же, социальные сироты, попавшие в детские дома, по мнению Шмаленко, воспитываются по программе иждивенца: "Одежда, еда, постель - все дается. Они привыкают и в 15-16 лет, выходя из детдома, не умеют практически ничего: будущие матери - воспитывать детей, отцы - зарабатывать на жизнь". Выход, по его мнению, в обязательном приучении к труду. К примеру, в городском детском доме Георгиевска ребята после уроков трудятся на своей свиноферме. В летнее время две трети несовершеннолетних работают в бригадах.
Инспекторы ОДН отмечают, что в последние пять лет идет возвращение к тому, от чего в свое время скоропалительно отказались. Но поколение уже потеряно - дети 90-х выпали из полноценной жизни.
В Георгиевском районе в группе риска порядка 400 детей от 7 до 18 лет. Под контролем отдела по делам несовершеннолетних - порядка двухсот семей. Стоит отметить, что при нашей рыночной экономике семьи мало защищены: сложно найти работу, приобрести жилье. Государство не может решить этих проблем, а на него привыкли надеяться в течение десятилетий.
- И все-таки радует то, что ежегодно 30-40 семей снимаются с учета: родители находят работу, бросают пить, начинают заниматься детьми, - говорит Сергей Шмаленко. - Работаем в связке: отдел образования, отдел опеки и попечительства. Казаки помогают в воспитании - в городе появились кадетские классы. Ситуация меняется к лучшему, но надо быть на страже, ведь терять еще одно поколение нельзя.
Смотрите также:
- Пострадали из-за взрослых. Дети всё чаще гибнут по вине отцов и матерей →
- Охота на детей. Как остановить педофилов →
- Портрет педофила. Разговор с сексологом →