Роль-покаяние Виктора Сухорукова

   
   

На Международном кинофестивале "Золотой витязь" в Кисловодске Гран-при получил фильм Павла Лунгина "Остров", который заставил многих повернуться лицом к отечественному кино. Во многом и благодаря роли, которую сыграл Виктор Сухоруков.

По его собственному признанию, он впервые попытался сыграть умиротворение, покой, созерцательность, "тихую радость". Оказалось, это тяжело: "Успокоить человека миром гораздо труднее, чем ударить его по щеке во время истерики".

Герой Сухорукова - отец Филарет - человек думающий, понимающий и ищущий. Точнее, начинающий искать и сомневаться благодаря герою Петра Мамонова.

Кинематограф открыл актера на пороге его сорокалетия. За минувшие 16 лет Сухоруков снялся в 55 картинах. В результате нехитрого подсчета получается в среднем три с половиной фильма в год. 55 киноработ в 55 лет (юбилей актера был в 2006-м). Совпадение или знак?

- Сколько веры в актере, сыгравшем монаха в одном из главных фильмов российского кинематографа?

- Я верующий суетно, сквозь дела, сквозь перебежки. Если заниматься верой серьезно, это отнимает всю жизнь. При моей профессии это непросто. Нужно уходить в монастырь, а я этого пока не хочу. Я уверен - Он есть. И Он мне помогает. Весной я был в таком беге, а Он меня остановил. В кардиологию с инфарктом я попал во время Великого поста, а вывел меня Господь из больницы на Пасху. Разве не мистика? Нет, не мистика - Бог.

- То, что вы узнали об утверждении на роль Филарета, находясь в монастыре, - тоже знак?

- Конечно. Представьте себе: я расстаюсь с директором картины, так и не договорившись. И разговор был жесткий. Я не знал, буду ли я участвовать. Уезжаю за тысячи километров в Волгоградскую область. В степи, в глуши меня везут в мужской монастырь и там, на руинах в центре храма раздается телефонный звонок. Я узнаю, что утвержден и все мои условия приняты. Мало того, раскрою еще одно чудо - оно перед вами. Монах Виктор, до недавнего времени отец Виктор, отпевавший Василия Макаровича Шукшина, который и пригласил меня в тот самый монастырь, прислал мне через Лидию Федосееву-Шукшину иконку мученика Виктора и крестик. Прислал, узнав, что я свой крестик потерял. Долгое время я не мог этот крестик забрать. И надо же - я приезжаю в Кисловодск представлять фильм "Остров", и Лидия Федосеева-Шукшина вручает мне этот крестик.

- Какой он, ваш герой Филарет? Близок ли он актеру Сухорукову?

- Мой герой считает, что он уже забронировал себе место в раю. А в результате простого испытания своим подчиненным понимает, что он - грешник и мелкий человек. И что до великой веры ему еще далеко-далеко, как и всем нам. Я бы его плохо сыграл, если б он не был мне близок.

- Далеко не каждый имеет в себе силы признать, что он грешен или не прав. Пример героя Мамонова для вас в жизни что-то значит?

- Понимаете, какая вещь: мой герой Филарет, который признался, что вера-то была у него, оказывается, сомнительная - как это было сыграть? Мое счастье, что, взявшись за роль, я нашел в себе в каком-то смысле краски для исполнения. Я впервые, наверное, не стоит об этом распространяться публично, но я попытался словами автора Соболева исповедаться перед своим зрителем. И сказать: "Простите меня!" И говоря одни слова, которые вы слышали, в душе я имел в виду совсем другое - более близкое и покаянное. Моя победа, что я сумел, как мне кажется, быть в этой роли честным.

- Полярные герои, полярные картины: "Брат" - "Остров". Что помогает создавать такие образы?

- Давайте еще раздвинем эти полюса - "Антикиллер" и "Остров". Помогает талант и моя жизненная интуиция. Когда я работаю над ролью, я часто не читаю книг, газет, не смотрю телевизор. Я сочиняю, иногда глядя на людей, идущих мимо меня.

- Не появлялись ли мысли поставить фильм или спектакль?

- Они у меня были. Но до тех пор, пока я не вспоминал о терпении. Я нетерпелив. Режиссер - носитель тихого инфаркта. Нас, актеров, надо терпеть. Мы ж не люди.

- А кто вы?

- Непредсказуемые существа. Капризные, бесполые. Хочу сразу сказать, что за режиссером надо идти. Если ты сказал режиссеру: "Да, я иду за тобой", надо идти, даже если тебе становится трудно, непонятно, дискомфортно и неизвестно, что может получиться. Мне везет - за мои киношные годы избалован был режиссерами.

- Есть любимые?

-Все, кто меня снимал, кто меня уважает, кто меня ценит. Тот, кому я интересен, дорог мне. Поэтому я говорю: "Я не люблю режиссеров, которым не нравлюсь" (Смеется).

- Появляется ли мысль, что востребованность может уменьшиться?

- Она не покидала меня никогда. О забвении я думал еще в то время, когда в моей жизни ничего не происходило. Рассказываю, что я говорил себе: "Витя, не обольщайся, не заносись, не превращайся в миссионера, потому что все проходит. Не тобой это сказано, не тобой придумано, это апробировано". На открытии фестиваля мы видели список актеров ушедших. Мы про них не помним, а они ведь действительно влияли на нас, воздействовали, влюбляли нас в себя. Они для меня - урок, пример. Врасплох эта ситуация меня не застанет, потому что я знаю - как пришло, так и уйдет. Еще не начав свою карьеру (а я ее никогда и не начинал, просто жил), я думал прежде о том, что все кончится, нежели о том, когда начнется. Но так все случилось: в моей жизни больше слов "чудо" и "случай", нежели "карьера", "реализация", "программирование".

Смотрите также: