Главный хранитель национального наследия

   
   

В канун празднования Дня республики директор Ингушского государственного музея краеведения им. Т.Х. Мальсагова Магомед Сагов побеседовал с нашим корреспондентом о прошлом, настоящем и будущем главного хранилища наследия ингушского народа.

- Магомед Закриевич, расскажите, пожалуйста, о создании Ингушского национального музея, о состоянии изучения культурного наследия ингушей.

- Начнем с того, что Ингушский государственный музей краеведения носит имя его основателя Тугана Хаджимоховича Мальсагова, моего деда по материнской линии.

Вначале дед собирал, систематизировал и хранил материалы и документы об участии народа Ингушетии в Великой Отечественной войне. Осенью 1973 года Туган Мальсагов открыл народный музей, который узаконили лишь в 1978 году. Сначала он назывался музеем Боевой и Трудовой славы. В 1990 году, уже после смерти деда, музею было присвоено имя его основателя. После восстановления государственности в Ингушетии назрановский музей был преобразован в Ингушский государственный музей краеведения им Т.Х. Мальсагова.

Теперь о наследии. Прошедший век - время тяжелых испытаний в судьбе нашего народа. В 30-х годах XX века была ликвидирована ингушская государственность, в результате чего народ лишился культурного и иного развития. 13 лет ингуши провели в изгнании. Уничтожалась и память о них. Из музея и библиотек изымались документы, разрушались памятники истории и культуры. После восстановления республики в 1957 году все музейные предметы и материалы находились в Чечено-Ингушском объединенном музее Грозного, и при разделении двух республик ингушскому народу их не возвратили. После возрождения Ингушетии правительственная комиссия, в составе который был и я, несколько раз выезжала в Чеченскую Республику по поводу передачи музейных ценностей. Вопрос положительно не решился. А сейчас, после военных действий в Чечне, судьба музейных сокровищ ингушского народа вообще неизвестна.

- Слышала, что музейные предметы и материалы по истории и культуре ингушского народа были распределены по музеям соседних республик.

- Эта проблема поднималась заместителем директора по науке

А.З. Парчиевой еще в 1996 году на Научном совете музеев РФ в Ставрополе. Мы очень благодарны всем участникам Совета, которые обратились к музейным работникам России с просьбой оказать нам помощь. Сейчас в фондах Государственного музея краеведения более 20 тысяч единиц хранения. В музейном собрании - археологическая, этнографическая и художественная коллекции. Это и материалы раскопок могильников (эпоха Куро-Аракской культуры, эпоха бронзы, раннего железа и средневековья), и предметы быта, украшения, национальные костюмы, предметы вооружения, и произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, и фотографии и документальные материалы по истории края.

- Помещение музея совсем не приспособлено для демонстрации имеющегося культурного наследия.

- У нас много проблем. Вы же знаете, что вся инфраструктура и культурные центры в республике создавались с нуля. Да, нам тесно. Но мы не ропщем и надеемся на лучшее. Музеи требуют постоянного финансирования, а без этого и имеющиеся исторические сокровища могут погибнуть. Музейный фонд негде хранить, реставрировать и показывать. Нет соответствующего хранилища, нет экспозиционных площадей для демонстрации памятников культуры. Нет средств на создание архитектурно-художественного проекта экспозиции (на основе уже разработанной научной концепции). Но несмотря на все эти трудности, Ингушский государственный музей краеведения им. Т.Х. Мальсагова проводит большую работу по выявлению исторических и культурных ценностей, пропагандирует историю, культуру, обычаи и искусство народа.

Смотрите также: