Вот тебе, бабушка, и... жилищные субсидии

   
   

В 2004 году субсидией на оплату жилья и коммунальных услуг на Ставрополье воспользовалось 11% от общей численности семей. В 2005-м число таких семей сократилось до 8%. В 2006 году жилищными субсидиями пользовались 5,6% от общей численности семей, проживающих в регионе. Таким образом, количество субсидируемых семей за три года сократилось почти в два раза. И, к сожалению, это связано не только с повышением уровня доходов населения.

В чем причина?

В 2005 году Правительством РФ были утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые изменили подход к расчету субсидий и критерии нуждаемости в них. Так, при расчете стал использоваться прожиточный минимум, дифференцированный по социально-демографиче-ским группам населения. Как известно, для пенсионеров, инвалидов и детей величина прожиточного минимума существенно ниже той, которая установлена для трудоспособного населения. Это как раз и стало одним из факторов, повлиявших на снижение размера субсидий для самых социально уязвимых категорий.

Изменилась и сама процедура оформления субсидий. Она стала более сложной и затратной как по времени, так и по материальным расходам. К примеру, для получения субсидий граждане должны представить копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением. Однако в селах большинство домов построены хозяйственным способом в 50-70-е годы прошлого века, и на них нет никаких правоустанавливающих документов, кроме записей в похозяйственной книге сельсоветов. Оформление же требуемых документов на дома - дорогостоящая процедура, для жителей села почти неподъемная.

Как изменить ситуацию?

Очевидно, что, во-первых, правила должны освободить людей от долгой и недешевой процедуры регистрации жилья. Для сельской местности документом, подтверждающим право пользования и владения жильем, можно признать выписку из похозяйственной книги администрации села. Чтобы документ можно было взять в сельской администрации, а не ехать за ним в регистрационную палату.

Расчет субсидии должен основываться на величине прожиточного минимума в целом по субъекту, а не по социально-демографическим группам. В прошлом году Госдума Ставропольского края подготовила соответствующие предложения об изменении федеральной нормативной базы, регулирующей жилищные субсидии. Предложив, в частности, отнести установление правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг к полномочиям субъектов Российской Федерации. Но ответа нет.

Следует отметить, что новые правила предоставления субсидий, несмотря на свои очевидные минусы, оставляют достаточно простора и для деятельности на местах. В частности, именно органы государственной власти субъектов РФ самостоятельно утверждают стандарты, которые непосредственно участвуют в расчете размера субсидий. Это стандарты нормативной площади жилого помещения, стоимости жилищно-коммунальных услуг, максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Было бы желание

С 2007 года в крае начала действовать новая система краевых жилищных стандартов, которая приведет к увеличению объема субсидий. Это связано прежде всего с тем, что поменялся краевой стандарт нормативной площади жилого помещения. Предыдущая редакция закона в качестве норматива для расчета жилищных субсидий определила 18 квадратных метров общей площади на человека. С нынешнего года краевой стандарт стал дифференцированным. Для семей, состоя-щих из пяти и более человек, норма останется прежней -

18 кв. м на каждого. Если в семье четверо, то "льготными" будут считаться 19 квадратных метров на человека, если трое - 20, если двое - 21 метр. А если жилище занимает одинокий гражданин - 33 квадрата. Субсидия как раз и будет начисляться на эти льготные квадраты. За оставшуюся площадь, как и прежде, придется платить по полной.

Кроме этого, с января нынешнего года установлены новые размеры краевых стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг для семей разной численности и одиноко проживающих граждан в многоквартирных домах и жилых домах индивидуального жилищного фонда.

Напомним, что с 2006 года изменился и критерий нуждаемости в субсидиях. Они предоставляются жителям, если оплата жилья и коммунальных услуг "съедает" больше 15% семейного бюджета. Раньше этот порог был установлен на уровне 20%. Это снижение позволяет значительно большему числу семей иметь право на получение жилищной субсидии.

От редакции.

О том, кто имеет право на жилищные субсидии и какие документы необходимо предоставить для их получения, читайте в следующих номерах "АиФ" - СК".

Смотрите также: