Наш корреспондент отправилась в гости к старейшему жителю с. Инарки, что находится в живописном уголке Ингушетии. Очень уж захотелось пообщаться с человеком, которому в Великую Октябрьскую исполнилось уже 23 года.
Его взгляд на мир
"Хороший человек Путин", - неожиданно заявил при встрече 112-летний житель Ингушетии Мажит Сельмурзиевич Дзагиев, а, помолчав, добавил: "Деньги по безработице выплачивает, детские пособия дает". Заметив на лицах собравшихся улыбки, стушевался: "Я что-то не так сказал? Да что вы понимаете! Я такие времена пережил!... Когда моего отца раскулачивали, то последнюю лошадь забрали. А сейчас, хочешь - лошадь держи, хочешь - коровку.... Я вот недавно лошаденку продал, а то ездил на ней в лес, сено косил. Сейчас времена хорошие наступили.... Правда, двери надо хорошо закрывать". Последние слова вызвали дружный хохот.
Строки из биографии
Семья Сельмурзы Дзагиева, отца Мажита, была не из бедных: кормились тем, что давало подворье. Держали скот, лошадей. С малых лет Мажит и его четверо братьев научились держать в руках косу. Они сызмальства занимались физическим трудом, питались здоровой пищей.
Женился Мажит поздно - в 40 лет. А его избраннице красавице Зейнап исполнилось тогда всего 19. Увидел ее Мажит в селении Долаково на одной из свадеб и не смог больше оставаться холостым. Пережив депортацию в холодном Казахстане, супруги похоронили четверых сыновей и дочь. Но Господь оказался милостив, и дом Дзагиевых снова наполнился детскими голосами: у Мажита и Зейнап родилось шестеро дочек и два сына. Обосновались Дзагиевы после высылки в с. Инарки Малгобекского района - рядом лес, чистый воздух.... Красота, да и только.
Работал Мажит долгое время сторожем, но всегда мечтал о собственном хозяйстве. А когда у Дзагиевых появилась коровка, сам заготавливал для нее сено.
Прожили супруги вместе уже семьдесят два года, считай, срослись друг с другом.... Дети говорят, что родители даже мыслят иногда одинаково.
Активный образ жизни
До сих пор Мажит Сельмурзиевич не может сидеть без дела: лихо орудует косой, без труда ломает кукурузные початки. На вопрос: на сколько лет себя ощущает, Мажит Сельмурзиевич, улыбнувшись, ответил: "Надо внутри себя иметь молодой дух, тогда долго проживешь. Чем питаюсь? Люблю чурек кукурузный, мясо. Постоянно пью молоко, кушаю творог. А еще у нас воздух чистый, пью его кружками...".
Вместе со стариками Дзагиевыми в доме живет старшая дочь Лида с семьей своего сына. Сноха Танзила рассказывает: "Дедушка у нас хоть куда. Не любит отдыхать, по пятницам ходит в мечеть, встречается с жителями, а поскольку он у нас самый пожилой в селе, то является председателем примирительной комиссии". И тут 112-летний горец, вскинув бровь, решительно сказал, словно приговор подписал: "Перечить мне никто не может!" Все только развели руками. Кто же посмеет поспорить с человеком, перешагнувшим столетний рубеж?
Смотрите также:
- Пустой дом. Как живет родное село первого президента СССР Михаила Горбачева →
- Чего боялись фашисты? →
- Несломленный судьбой →