Молчание - не золото

   
   

Не более 10% жителей Ставрополья, имеющих право на накопительную часть пенсии, передали их частным управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам. Остальные не отвечают на так называемые "письма счастья", обрекая таким образом свои пенсионные вложения в государственном Внешэкономбанке на весьма скромную доходность. Почему так происходит? Существует мнение, что основная причина пассивности граждан - их слабая информированность. Люди попросту не осведомлены об особенностях и возможностях управления пенсионными накоплениями.

Меньше риск - меньше доход

В Отделении ПФР по Ставропольскому краю с этим согласны. К сожалению, ведомство не имеет возможности проводить крупные разъяснительные кампании. Но работники пенсионного ведомства также говорят и об отсутствии желания быть проинформированными у самих граждан. В Пенсионном фонде готовы общаться с каждым, готовы предоставить необходимую информацию, помочь заполнить бланк заявления.

Но количество интересующихся, как управлять своими пенсионными накоплениями и участвующих в этом процессе, крайне незначительно. С 2003 по 2006 годы число заявлений, поданных гражданами о выборе частной управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, не превысило 9 тысяч. Это при том, что свыше 940 тысяч жителей Ставрополья имеют право на накопительную часть пенсии.

- Люди молчат, не отвечают на наши извещения. Но, может быть, это сознательный выбор граждан, - говорит руководитель группы организации и учета процесса инвестирования краевого отделения Пенсионного фонда России Елизавета Величко. Может быть, меньший риск они предпочитают большей доходности?

Кто имеет право?

Среди наших сограждан немало тех, кто даже не знает - имеет ли он право на накопительную часть пенсии. С 2002 года такое право приобрели мужчины 1953 года рождения и моложе и женщины 1957 года рождения и моложе. С 2005 года, после внесения поправок в законодательство, взносы на накопительную часть пенсии работодателями уплачиваются только за граждан 1967 года рождения и моложе. Тем не менее мужчины с 1953 по 1966 г. р. и женщины с 1956 по 1966 г. р., за которых в 2002-2004 годах уплачивались страховые взносы на накопительную часть пенсии, сохраняют возможность управления пенсионными накоплениями.

Накопительная часть пенсии интересна не только тем, что ее можно инвестировать и получать доход. Эти средства (невыплаченные накопления на индивидуальном лицевом счете) наследуются в случае смерти застрахованного лица. По завещанию или в установленном законом порядке наследования.

ЧУК или ГУК?

В отличие от страховой и базовой частей пенсий накопительная не индексируется. Чтобы к моменту выхода человека на пенсию она не потеряла свою покупательную способность, ее предполагается инвестировать. Но кому доверить средства? Для начала нужно определиться, где будет формироваться накопительная часть пенсии: в Пенсионном фонде России (ПФР) или в негосударственном пенсионном фонде (НПФ). Если выбор сделан в пользу ПФР, необходимо принять решение - государственной управляющей компании (ГУК) доверить пенсионные накопления или частной.

Право управления пенсионными накоплениями имеют 55 частных управляющих компаний (ЧУК), прошедших конкурсный отбор, и одна государственная - Внешэкономбанк. Выбор управляющей компании как частной, так и государственной, производится путем направления в орган ПФР заявления.

ГУК может инвестировать средства только в государственные ценные бумаги, а ЧУК - в государственные и негосударственные: в акции, облигации, может размещать средства на счетах кредитных организаций. Активы, приобретаемые ГУКом, имеют меньшие риски, но и меньшую доходность.

Если человек молчит, не отвечает на "письмо счастья", его пенсионные накопления автоматически направляются во Внешэкономбанк. По отчетным данным управляющих компаний, доходность управления пенсионными накоплениями во Внешэкономбанке самая низкая. По итогам прошлого года она составила всего 5,67%, при официальной инфляции - 9%.

А может все-таки НПФ?

Если человек сделал выбор в пользу негосударственного пенсионного фонда, то ему необходимо заключить с этим фондом договор об обязательном пенсионном страховании, предоставить в орган ПФР заявление о переходе в негосударственный фонд. Менять НПФ можно не чаще одного раза в год. Не возбраняется из НПФ вернуться в ПФР.

Негосударственный пенсионный фонд самостоятельно не управляет средствами пенсионных накоплений, а передает их управляющим компаниям, с которыми заключает договоры. Это могут быть и компании из тех 55, с которыми работает ПФР, и какие-то другие.

На сегодняшний день зарегистрировано 112 НПФ, имеющих право осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Сведениями о том, насколько эффективно негосударственные пенсионные фонды работают с пенсионными вложениями, в ПФР не располагают, об этом нужно справляться в самих НПФ. Однако известно, что стоимость услуг НПФ для застрахованного лица дороже стоимости услуг ЧУКов или ГУКов на 15 %.

Почему не доходят "письма счастья"

Некоторые жалуются, что не получают извещений ПФР. По словам Елизаветы Величко, из 940 тысяч застрахованных в крае в минувшем году по почте не получили письма около 67 тысяч человек. После работы, проведенной специалистами территориальных органов Пенсионного фонда, еще около 60 тысяч посланий дошли до адресатов. Основные причины невручения писем - отсутствие получателей по указанным адресам, неправильно указанный адрес. Около трети писем не доходят по вине самих получателей. К примеру, человек изменил адрес и не сообщил об этом работодателю или, получив извещение о заказном письме из ПФР, не спешит на почту. А неврученные заказные письма хранятся в почтовом отделении один месяц, после чего возвращаются отправителю.

Справка "АиФ"-СК"

   
   

Чтобы подать заявление на выбор управляющей компании или на переход в НПФ, необходимо лично обратиться в управление ПФР. При себе иметь паспорт и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Заполненный бланк заявления можно отправить по почте. Правда, в этом случае заявление должно быть заверено нотариусом. Можно передать заявление через организацию-трансферагента. Это могут быть банки, отделения почтовой связи, крупные работодатели, с которыми ПФР заключил соглашения на удостоверение подписи застрахованного лица.

Получить дополнительную информацию граждане могут на сайте ПФР: (https://www.pfrf.ru), или его краевого отделения (https://s036.036.pfr.ru).

Смотрите также: