110 лет назад впервые посчитали россиян

   
   

9 февраля 1897 года вошло в историю отечественной статистики как единый день первой научно организованной переписи населения.

Нельзя сказать, что до конца XIX века не велся учет наших предков. Нет, составлялись так называемые "ревизские сказки", проводилась подушная перепись, но они были дискриминационными в половом отношении, поскольку учитывали только мужчин, с которых взимались подати, и они же подлежали рекрутскому набору. Таким образом, большущая империя досконально не знала ни численности своего населения, ни его национального состава, ни рода занятий. Так, на глазок, полагали, что много всех и очень разных, что страна в основном аграрная. А в Европе, где регулярные переписи были уже привычным делом, пожимали плечами: ну что с них взять, коль по улицам медведи бродят....

Однако в начале февраля 1897 г. по улицам городов, по проселкам, преодолевая сугробы и замерзшие реки, ходили вовсе не медведи, а счетчики. Всего их тогда в России было назначено 150 тысяч человек. Они заполнили 30 миллионов бюллетеней.

Что же происходило в тот достопамятный день в Ставропольской губернии? Сначала нужно представить ее административно-территориальную структуру. Тогда в губернию входило четыре уезда: Александровский, Медвеженский, Новогригорьевский и Ставропольский, два приставства - Ачикулакское и Туркменское, а еще Большедербетовский улус, населенный калмыками. Сложность переписи населения на южной окраине империи состояла в том, что было очень мало грамотных людей, способных справиться с обязанностями счетчика. По данным той же переписи, лишь 14% населения губернии в той или иной степени были образованными. Так что предварительно "подсчитали счетчиков". Больше всего их выявилось в Казгулаке - аж 17 человек, а меньше всего в селе Китаевском - только 5.

За год до проведения переписи в столице выпустили брошюру, разъясняющую цели и задачи мероприятия и содержащую необходимые инструкции. В фондах Ставропольского краеведческого музея хранится ее перепечатка, выполненная в местной типографии по велению губернатора Никифораки. Очевидно, полученных из Санкт-Петербурга методичек было недостаточно, и Николай Егорович приказал напечатать еще 6 000 экземпляров.

В музейном деле о первой переписи населения также удалось обнаружить фотографию миловидной женщины и ее же медаль "За труды". Учительница из Ставрополя Мария Тихоновна Карошевич (на фото) отличилась небывалой активностью, усердием и прилежанием во время проведения столь значимой кампании и была вознаграждена по заслугам.

Смотрите также: