Частный детский приют "Ландыш" не ждет помощи от государства. Он привык выживать самостоятельно.
Брошенным собственными родителями на милость судьбы детям со временем начинает казаться, что постоянные попойки дома, голодное существование, грязь и неустроенность - это норма. И ничего другого быть не может. На место надежды приходит чувство ожесточения, граничащее с обидой на весь мир, который выразил полное равнодушие к беззащитной душе ребенка. Растопить лед недетского цинизма в детских душах под силу не каждому. Да и не каждый решится на такое. Александр Новиков решился....
Все дети в семье, которая живет в поселке 11-я Шахта близ Карачаевска, разных национальностей, отцы и матери у них разные. Зато живут они в одном доме, и отец у них теперь один, точнее "дедушка", как они все его называют.
Душа болит за детей
Александр Владимирович по образованию медик. Родился и жил в Днепропетровской области. Поселившись в поселке 11-я Шахта, Александр Владимирович стал заниматься лекарственными растениями, которыми, как известно, богат наш край. За двадцать с лишком лет жизни в Карачаево-Черкесии он выучил каждую травинку, которая при грамотном применении может стать эффективным лекарством.
Сейчас Новиков - профессор, доктор медицинских наук, вице-президент Международной ассоциации тибетской медицины. Александра Владимировича приглашали работать в Германию, но он от всех предложений отказывается. Причина не в обостренном чувстве патриотизма. Виною всему - боль за детей. Не за своих. Свои - пятеро - выросли, встали на ноги, подарили родителям внуков. Душа болит за чужих детей.
Нельзя приютить, накормить и обогреть всех несчастных детей в мире. Но можно это сделать для тех, кто совсем близко, в соседнем селе, на соседней улице. "Первый раз идея взять на воспитание беспризорных детей у меня возникла еще на Украине. Во время моего дежурства в больнице привезли замученную девочку двух лет, которая даже ходить не умела. Она, как дикий звереныш, ни к кому не шла на руки. Я сказал добрые слова, и она растаяла. Помню, что очень привязался к этому ребенку. Даже хотел удочерить. Но на тот момент, видимо, еще не был готов к этому", - вспоминает Александр Владимирович.
Сейчас на воспитании у Новиковых четырнадцать детей. Все из неблагополучных семей. У каждого из них за плечами слезы, голод, холод, побои. Первое время некоторые из них с жадностью бросались на еду. Понадобилось много времени и терпения, чтобы внушить им, что жизнь, которой они жили раньше, нужно навсегда забыть, как страшный сон. Ведь только забыв прошлое, у этих детей есть шанс на нормальное будущее. С некоторыми из них приходилось особенно трудно. "Дельниковых я заметил давно. Иду однажды в стужу по улице. Мороз сильный был, а они - один в резиновых сапогах, другой в тапках на босу ногу. Сверху какие-то рваные кофты с дырами на локтях. Катаются на санках по улице. Сердце сжалось у меня от такой картины. Нашел я тогда старшего из них - четырнадцатилетнего Сашку. Он у них за добытчика был: приносил еду, какую-то одежду. Младшие его слушали беспрекословно. Я предложил ему с двумя братьями и сестрой жить у нас. Сначала он отказывался, потом согласился на пробную неделю. Не понравится - уйдут. С того дня они живут с нами".
Детям есть чем себя занять в просторном дворе. Александр Владимирович соорудил для них качели, горки, лесенки, турники, сделал из цистерны бассейн, чтобы летом ребята могли вдоволь наплескаться под лучами солнца.
А не так давно у ребят появилась новая игрушка - старый "Запорожец" с открытым верхом. Купить его Александра Владимировича уговорили дети. Уж очень им нравится кататься на нем по двору.
Каждый уголок в двухэтажном доме, где живут дети, выполняет специально отведенную для него роль. Просторные спальни, игровая комната, маленький спортзал, учебный класс, концертный зал....
"Нужно все делать с любовью. Дети всегда чувствуют, как к ним относятся. Даже наказывать за шалости нужно не со злостью, а с любовью. Только тогда можно чего-то добиться", - говорит Александр Владимирович. А еще Новиков считает, что трудолюбие - одно из качеств, без которого из ребенка нельзя вырастить хорошего человека, и делает все, чтобы его дети знали и ценили труд. Девочки помогают взрослым на кухне, учатся шить на машинке, а мальчишки помогают "дедушке" по хозяйству.
"Что с нами стало?!"
К сожалению, человеческая природа такова, что бескорыстие и доброта порой воспринимаются как аномалия. На милосердие, желание обременить себя заботой о других людях некоторые смотрят с подозрением или же с откровенным недоверием.
"За спиной я не раз слышал, мол, нажиться хочет на детях, за них ведь государство платит деньги. Хочу сказать всем, кто так говорит: ну возьмите и вы сирот и попробуйте на них нажиться. Возьмите хоть одного брошенного ребенка и воспитайте его как своего! - делится своей болью Новиков. - Почему даже в войну, когда у людей не было ничего, они брали и воспитывали чужих детей. А что сейчас с нами стало, если мы в относительно благополучное время не можем решиться на это?" Жена Александра Владимировича во всем поддерживает мужа и старается быть максимально полезной их семейному делу.
У Новикова нет льгот при оплате газового отопления, электроэнергии. Новиков в течение многих лет живет один на один со своими проблемами, не уповая на государство. Беспокоит Александра Владимировича другое - невозможность брать детей из других районов. Для чиновников это лишние хлопоты и проблемы.
Приют Новиковых рассчитан на 54 ребенка, а живут в нем всего 14. То есть еще 40 детей можно спасти от улицы с ее жестокими законами. Александр Владимирович хотел бы взять еще детей, но российское законодательство настолько несовершенно, что добиваться опеки над каждым ребенком приходится через унижения, уговоры, просьбы, постоянно доказывая всем и вся, что ты не проходимец и не аферист.
Когда мы после беседы с Александром Владимировичем вышли во двор, младшие дети бегали по площадке, смеялись, играли в прятки. С виду они абсолютно не похожи на бывших беспризорников. По ребенку всегда видно, любят ли его в семье. У детей, которых любят, лица другие. На них - отпечаток счастья. Дети Новикова - именно такие.
Смотрите также:
- Не хуже, чем в семье? Как проводят лето дети из приютов →
- Ради детей можно вытерпеть все →
- Топ-топ, топает малыш →