Птицы как стимул к жизни

   
   

Этот немолодой уже человек всю свою жизнь посвятил одной, но пламенной страсти - любви к певчим птицам. Если голубятников в Ставрополе немало, то тех, кто разводит и содержит "голосистых" пернатых, пожалуй, можно по пальцам пересчитать.

Словно в сказочном лесу...

Во дворе дома, где в детстве жил Виктор Бабаев, росло много деревьев. В их густой кроне, особенно в теплую пору, обитали щеглы, канарейки, дрозды, чижи. Как начнут пичужки голоса подавать - заслушаешься! Особую радость жителям доставляли переливчатые трели канареек и щеглов. Виктору настолько нравилось птичье пение, что задумал он приручить этих диких особей, чтобы слушать их голоса у себя дома. Соорудил несколько клеток-хлопушек, внутри каждой, в зарешеченный отсек, посадил пойманную ранее птичку, так называемый манок, привлекающий своим голосом "собратьев". Клетки были устроены с расчетом, что залетевшие канарейка или щегол уже не могли выбраться наружу, поскольку клетка тут же захлопывалась. Со временем настолько освоил это ремесло, что в его квартире в клетках содержалось одновременно до полусотни щеглов и канареек.

"Мама была очень рада, - вспоминает Виктор Сергеевич, - что я завел крылатых певцов. Говорила, что живет словно в сказочном лесу, в птичьем раю. Утром они ее будили, щебеча на разные голоса. Пели так, что весь наш двор собирался на их концерт".

Виктор научился не только ловить, но и спаривать самца щегла с самкой канарейки, отбирая, прежде всего, яркого по оперению и окрасу "папашу". Потомство получалось таким же, причем их пение было удивительным, напоминавшим симбиоз голосов щегла и канарейки.

В унисон капели

В. Бабаев полагает, что у каждой певчей птицы - своя, скажем так, фирменная песня. Синичка, например, прекрасно исполняет весеннюю трель - она мелодичная и чарующая. Причем начинает звучать тогда, когда закапает с крыши. Поет пернатая точно в унисон капели. "Не слышали песню синички? - удивляется Виктор Бабаев. - Ну как же так? Только капля с крыши сорвалась, птичка тут же: ти! Еще капля - снова: ти! И пошло-поехало.... Значит, весна пришла. Синичка первая, между прочим, об этом своим пением извещает. А есть у нее еще и летняя песня. Конечно, иная мелодия, звуки более короткие".

Сам птицелюб блистательно подражает птичьим звукам, может запросто, по одному только пению, даже не видя птицы, отличить дрозда от щегла, а чижа от вьюнка. Чаще всего мы, городские, завидя в лесном массиве, на дереве или в кустах черную птицу с желтоватым клювом мучительно соображаем, что за птаха? Виктор же знает всех певчих птиц в лицо. А все потому, что в отличие от большинства жителей мегаполиса смотрит не только под ноги, но и вверх, на крыши домов, на деревья. И замечает то, чего другие не видят. Между тем там тоже своя жизнь, с птичьими законами и нравами. Точь-в-точь как у людей...

Драмы в воздухе

Вышел недавно Бабаев во двор, видит - дрозд о чем-то своем щебечет. Вдруг, откуда ни возьмись, сокол налетел, взвился ввысь и - камнем вниз, на певца. Виктор Сергеевич еле-еле успел прогнать хищника - тот еще немного покружился в вышине и исчез.

"Среди пернатых, особенно во дворах, нередко такие драмы разыгрываются, - рассказывает он, - что только успевай на видеокамеру снимать. В последние годы, к сожалению, большой урон крылатым певцам и певуньям наносят не только соколы, но орлы, ястребы, коршуны, совы. Они и раньше лакомились синичками или канарейками, но сейчас от них просто спасу нет".

По мнению Бабаева, много хищников прилетело из Чечни в пору военных действий. Говорят, волки - санитары леса, но когда их численность становится угрожающей, открывается охота на "серых". Пернатых же разбойников никто не отстреливает, вот они и развелись в немереном количестве, уничтожая беззащитных птиц. А ведь они тоже своего рода санитары, помогают, например, деревьям освобождаться от вредителей-короедов....

В будущем году птицелюбу исполнится 70 лет. "До конца дней не брошу лелеять своих пичужек. Не могу я жить без них, понимаете? Душой прикипел. Это моя страсть, мой стимул, моя любовь. Сейчас, правда, у меня осталось всего с десяток птиц, потому что много времени отнимают голуби, но ухаживаю за каждой птахой. Как говорится, кормлю-пою, разве что не одеваю. Шучу, конечно. Лечу их сам, никаких ветлечебниц не признаю. Повредит, допустим, птичка лапку - делаю операцию. Знаю о пернатых, пожалуй, все. Знания помогают бороться до последнего за жизнь моих питомцев, как можно дольше продлевать их недолгий век".

Смотрите также: