Звезда Героя - за удои

   
   

Мария Ульяник - знатная ставропольская доярка, Герой Социалистического Труда. Такое звание надо было заслужить. Присваивали его немногим, за действительно большие трудовые достижения. Свою Золотую Звезду доярка Ульяник получила ровно 30 лет назад.

Мария Ивановна к своему званию Героя относится без особого трепета - просто коров доила, работала от темна до темна, девчонок своих, двух дочек, вырастила между дойками. Время такое было. Про мужа говорить не хочет: ревновал знатную доярку, выпивал...Сегодня Мария Ивановна живет в поселке Пятигорском (перебралась из своего дома в поселке Юца поближе к дочкам), в небольшой однокомнатной квартирке, и мечтает о собственном домике. Жизнь "на этаже" - не про нее, шумная какая-то, безземельная. Буренок своих вспоминает частенько. Как различала их - Мария Ивановна пожимает плечами: "Да не было у моих коров особых примет: все без рисунка, одинаковые, спина ровная, голова небольшая, маленькие ушки. Длинный пушистый хвост". Сколько таких хвостов расчесала она, не сосчитать. И лукавит, что все были одинаковые, все-таки каждую помнит: "...и по характеру они были разные. Малка у меня была до чего умная корова! Спокойная, по ведру молока давала после отела". В год набегало 8750 кг. Рекордистка Долина давала побольше 9,5 тысяч.

"Пролетарская Воля"

В коммуну у горы Юца родители Марии переехали из села Новоселицкого, когда ей было лет 6. Мама тоже была дояркой, а дочь начала работать в полеводстве - в 12 лет. В колхозе "Пролетарская воля" было два направления - полеводство и животноводство. Для животноводства Мария по возрасту не годилась, а полоть и сажать в самый раз. Во время войны скот стали в горы уводить, чтоб немцам не достался. Цену скотины на селе поймет только крестьянин. Провожали всем колхозом. Тогда со стадом ушли к Эльбрусу и несколько юцких женщин для присмотра за животными. Скотину удалось сберечь. Когда врага прогнали, стадо вернулось. Встречали коров, как и провожали, все, кто мог. Тогда-то помощь и потребовалась Марию перевели в доярки. Ей едва исполнилось 14, когда доверили девчонке коров целую дюжину. В 1951-м она была уже настоящей дояркой.

Те времена пусть и трудные были, но такие настоящие. Председатель колхоза Семен Луценко на просьбы молодежи отзывался легко, откликнулся и тогда, когда попросили об отдыхе позаботиться. Отстроил старую конюшню и даже нанял гармониста. И были танцы. Каждую субботу. Вспоминать об этом Марии Ивановне радостно: "Мы и в кино ходили, как на праздник. Все бесплатно было. А сегодня-то молодежи пойти некуда. Все только за деньги".

Бабушка-кормилица

На заслуженный отдых Ульяник вышла ровно 20 лет назад, наработав стаж в 43 года. Была депутатом местного Совета, районного. Хорошо помнит Мария Ивановна тех, кто вместе с ней трудился на ферме - Марию Хован, Юлию Самодурову, Валю Малашихину". Тяжело на дойке, сегодня-то техника больше работает, а все равно в доярки не идут.... Перемены должны быть - плата за труд достойная, условия работы получше.

На пенсию свою Мария Ивановна жаловаться не смеет: "Я не нуждаюсь, получаю много, как Герой Соцтруда, еще за орден Ленина (его одновременно со званием Героя дали) больше четырех тысяч доплачивают. А вот как другие?" Пенсионеры сельские земли в аренду посдавали, а толку-то. Дали раз тонну отходов, да и все на этом. Льготы сняли. Жить старикам нелегко. Сама Ульяник неплохо родным помогает оплачивает учебу внучки, дочери не в обиде. Без преувеличения можно сказать, что ее вклад в общий бюджет семьи самый весомый. Собственные траты скромные. Больше всего на лекарства уходит, препараты ей необходимы достаточно дорогие. И походы в местную больницу безрадостные - кардиограмму сделать целая проблема: аппарат частенько в ремонте. Мария Ивановна - инвалид второй группы, лет двадцать назад удалили почку, вторая не совсем в порядке. Здоровье - главная проблема, да чтоб у детей и внуков все ладилось.

Смотрите также: