В июле вступит в силу закон, который разграничит продукцию из отечественного винограда и напитки из привозных виноматериалов. Что ещё нужно для продвижения ставропольских вин, узнал «АиФ-СК».
Пустых полок не будет?
В закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», который должен заработать с первого июля, 30 марта предложили внести очередные поправки. Думцы просят не распространять действие нормативного акта на вина и виноматериалы, произведённые до июля. Это отсрочит очищение российского рынка от напитков сомнительного качества, которые по закону вином уже не считаются. Но торговые сети уже можно будет обязать помечать отечественную продукцию надписью «Вина России».
«Подобные законы есть во всех странах мира, где развита виноградовинодельческая отрасль. Мы его ждали и готовили 28 лет, - говорят в Союзе виноградарей и виноделов Ставрополья. - Благодаря закону должны повыситься качество и конкурентоспособность напитков именно из отечественного винограда. Он будет более тщательно регулировать механизмы не только производства, но и контроля качества, работы дегустационной комиссии».
Нынешняя площадь виноградников в нашей стране не обеспечивает потребности винодельческих предприятий. По данным Союза виноградарей и виноделов России, чтобы полностью заместить импорт, нужно посадить ещё 100 тысяч га виноградников.
На сусло - выгоднее
На Ставрополье, где винодельческая отрасль развита с XIX века, ежегодно высаживают 100-200 гектаров виноградников. Субсидии на закладку достигают 100%. Частично возмещаются из федерального и краевого бюджетов также затраты на уходные работы, раскорчёвку, выращивание посадочного материала, приобретение оборудования для мелиорации и спецтехники в виноградарстве, на производство европейских укрывных сортов.
Благодаря этим мерам поддержки, общая площадь виноградников в крае достигла 6,3 тысяч гектаров. В этом году планируются новые посадки на 120 гектарах. Сажают, как правило, технические сорта, то есть предназначенные для производства вина. Урожай столовых сортов сельхозпредприятиям края продать сложно, потому что в период их созревания, с августа по октябрь, на ставропольских рынках большая внутренняя конкуренция.
А виноделие сулит хоть какие-то перспективы. С этого года у предприятий отрасли появились новые льготы - налоговые вычеты по акцизам. «Из 31 рубля за один литр, которые предприниматель заплатит в налоговый орган, 30 рублей ему возместят, - поясняют в краевом Союзе виноградарей и виноделов. - Эти средства можно направить на модернизацию винодельческого оборудования. Причём, его закупка частично субсидируется из краевого бюджета».
Качественное, но неузнаваемое
В прошлом году ставропольские производители выпустили около 10,5 млн декалитров вина. По данным краевого отраслевого союза, каждая третья бутылка коньяка и десятая бутылка вина, попадающие на полки магазинов России, изготовлены на Ставрополье. Однако, по словам Елены Порман, ставропольская продукция «плохо позиционируется на рынке», и найти её в других регионах России непросто.
«В федеральных торговых сетях и в винотеках ставропольских вин нет. В Москве есть магазины Прасковеи, но в них продаются вина под брендом «Прасковейское», произведённые в Болгарии и Франции», - говорит она.
«Значительный объём винограда, выращенного в Ставропольском крае, превращается в виноматериалы и используется в других регионах, а готовое ставропольское вино плохо известно в стране, в отличие от вин Краснодарского края и Крыма», - подтверждает глава российского Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович.
Столичные эксперты признают, что продвижение вина затруднено из-за его двойственной природы. С одной стороны, оно считается сельхозпродуктом, с другой стороны, относится к алкогольным напиткам, а их разрешено рекламировать только в местах продаж.
В этом году ФАС России сделала некоторые послабления и разрешила рекламировать в СМИ хотя бы акции Минпромторга и Минсельхоза России «Дни российских вин». Они проходят с осени 2018 года. Примерно на месяц отечественные виноделы снижают цены на свою продукцию и организуют дегустации, розничные сети оформляют прилавки так, чтобы визуально выделить российские вина, рестораторы вкладывают особое предложение в меню. Работает сайт с информацией об участвующих в акции винодельнях и торговых объектах. С прошлого года организована «Школа российских вин» для СМИ.
«Дни российских вин» проходят дважды в год. Как подготовиться к ним, Елена Порман рассказала представителям ставропольских торговых сетей и заведений общественного питания по время регионального полуфинала конкурса «Мастера Гостеприимства», который прошёл в Пятигорске в марте. Продюсерский центр провёл там ещё и мастер-класс «Российское вино – новый тренд индустрии гостеприимства», где обсуждались, в частности, перспективы развития этногастрономического туризма.
Ещё один способ продвижения отечественных вин – дегустационные рейтинги Роскачества, которые публикуются на портале «Винный гид России». Он помогает потребителям выбрать подходящие вина массового производства стоимостью до 1000 рублей за бутылку. В 2019 году было исследовано более 600 отечественных вин, более 350 из них прошли экспертный отбор и размещены в «Винном гиде России».
Ставропольский союз виноградарей устраивает и свои ежегодные дегустации, праздники молодого вина, организует школы начинающих виноделов и экскурсии на винные заводы, популяризируя местную продукцию. Но это помогает только внутри региона.
Гаражное виноделие
Леонид Попович считает качественными все вина, произведённые на Юге России по ГОСТам. Но истинным ценителям важно, насколько они вкусны и ароматны. Поэтому авторитет российских вин во многом зависит от эксклюзивной продукции малого, или гаражного, виноделия.
На Ставрополье около 10% винограда выращивают фермеры, и большинство из них ориентируются на винные сорта. «Технические сорта винограда выращивают 20 крестьянских (фермерских) хозяйств, тогда как в 2015 году их было всего шесть, - сообщают в краевом союзе виноградарей и виноделов. - Ещё пять КФХ планируют закладку винограда. Растёт и количество людей, занимающимся «авторским», или гаражным виноделием».
Для маленьких предприятий в России недавно упростили оформление лицензий на розлив вина. На Ставрополье первым разрешение на торговлю своей продукцией в феврале этого года получил Виталий Батрак из Минеральных Вод. Он работает в отрасли с 1976 года, в своё время прошёл путь от технолога до директора винзавода.
На закладку виноградников и уходные работы на площади 22,5 га Виталий Батрак получил субсидии, через пять лет поддержка закончилась, и теперь вложения нужно отбивать, реализуя продукцию.
«Когда оформлял лицензию, перспектив видел больше. Сейчас начинаю волноваться. Был расчёт на винный туризм, но коронавирус все карты спутал, санатории закрыты. Одно утешает - объём производства небольшой. Много на этом заработать я и не надеялся. Скорее занимаюсь этим из любви к искусству: всю жизнь в этой отрасли, и руки сами тянутся», - признаётся винодел.
Интерес к уникальным гаражным винам, по словам экспертов, растёт. Но схем для продажи малых объёмов в России нет. Да и денег у бизнеса, который уже вложился в виноградники, переработку, лицензии, на продвижение продукции часто не остаётся. Поэтому многие российские виноделы ждут не дождутся, когда же заработает новый закон, который поможет обратить внимание потребителей на настоящее российское вино из настоящего винограда.