Превращает навоз в сырьё. Что о новом законопроекте думают на Ставрополье

Сейчас утилизация побочных продуктов для животноводов - проблема. © / пресс-служба Министерства сельского хозяйства СК

Более 60 общественных организаций России выступили против законопроекта, который лишает навоз статуса опасных отходов и называет побочным продуктом животноводства, которым после переработки удобряют поля. На Ставрополье и экологи, и активисты считают инициативу думцев правильной. Stav.aif.ru выяснял, почему.

   
   

Выделяет аммиак, заражает почву

Против «навозного» законопроекта, принятого Госдумой России в первом чтении, выступили Общероссийский народный фронт, Координационный совет по экологическому благополучию при Общественной палате РФ и Российская экологическая партия «Зелёные». По их мнению, если навоз выведут из-под действия закона об отходах, его будут бесконтрольно вывозить на поля, а это чревато загрязнением природы, в том числе источников водоснабжения.

Сейчас свежий навоз и птичий помёт относят к отходам IV и III класса опасности. «В нём содержится много патогенных организмов, при анаэробном разложении образовываются вредные газы (сероводород, аммиак и т.п.), а также жирные кислоты, амины и другие соединения с неприятным запахом, - рассказали в Северо-Кавказском межрегиональном управлении Россельхознадзора. - Без надлежащего контроля за хранением и использованием создаётся реальная угроза распространения инфекционных болезней в зоне животноводческих комплексов. Внесение жидкого навоза в грунт приводит к бактериальному заражению почвы, а хранение на полях - к превышению предельно допустимой концентрации нитратов».

Ветеринарные правила, утверждённые Минсельхозом России, предписывают складировать такие отходы на специальных площадках, а СанПиНы - обеззараживать от инфекций и паразитов сам навоз и помёт, а также стоки с них, если хозяйство находится на водосборной площади водоёма.

Когда аграрии просто сваливают такие отходы на плодородной земле, их привлекают к ответственности. В апреле управление Россельхознадзора, например, вынесло предостережение предприятию в станице Суворовской на Ставрополье за навоз на площади в 1,5 тыс. га. А в феврале - составило протокол на владельца участка со свалкой площадью 4,5 тыс. кв. м, где мусор перемешался с отходами животных, в ауле Эрсакон Адыге-Хабльского района КЧР.

Росприроднадзор тоже наказывает сельхозпроизводителей - за отсутствие лицензии на переработку навоза и нанесение вреда природе от образования таких опасных отходов. В прошлом году ведомство выставило и отстояло в судах огромный штраф в 5,8 млрд рублей мясоперерабатывающему комбинату «Гвардия» в Красногвардейском округе Ставрополья. Он не указывал в отчётности отходы свиноводства и не вносил плату за негативное воздействие отходов на окружающую среду.

Законопроект не отменяет ветеринарные правила и СанПиНы, но освобождает аграриев от претензий со стороны Росприроднадзора, так как навоз будет считаться побочным продуктом животноводства и сырьём для производства органических удобрений.

   
   

Черви и бактерии помогут

В отличие от своих московских коллег, представитель «Зелёной России» в Ставропольском крае Владимир Емельянов считает законодательную инициативу просто необходимой. По его словам, истощённые почвы края нуждаются в органических удобрениях и то, что сейчас аграриев заставляют получать лицензии на переработку навоза, неправильно. Как и требование к жителям частного сектора заключать отдельные договоры с регоператорами и сдавать навоз на полигоны, которые и без того переполнены мусором.

Лучше было бы, считает эколог, стимулировать создание предприятий, которые принимали бы навоз и перерабатывали его в грунт без всякой лицензии. Можно использовать простейшую технологию - вермикультуру, то есть земляных червей. Есть также бактерии, ускоряющие разложение.

«Закон нужен, я бы только дополнил его контролем над добавками, которыми кормят птиц и животных, и обязательным анализом того, что планируется вывезти в поле», - уточнил Владимир Емельянов.

Его мнение о том, что требования к переработке навоза надо смягчить, разделяет и эксперт ставропольского отделения ОНФ Алексей Гридчин. По его словам, сейчас это нерентабельное производство.

«За рубежом предприниматели платят людям деньги за любые отходы для производства вторсырья, а у нас сельские жители должны платить за вывоз навоза, - отметил он. - В итоге этого никто не делает, и отходы животноводства из частного сектора скапливаются на окраинах населённых пунктов, в балках».

Что касается вони от крупных предприятий, складирующих навоз, то, по словам Алексея Гридчина, жители края в ОНФ на это ни разу не жаловались. «Или привыкли, или не верят, что может что-то измениться», - предполагает эксперт.

В свою очередь министр сельского хозяйства Ставрополья Сергей Измалков, комментируя законопроект, заявил, что в стране будет создан новый рынок органических удобрений, сельхозпредприятия снизят издержки, повысят плодородие почв и увеличат объёмы производства продукции.


Комментарий

Эколог из КБР Аслан Арипшев:

Если рассчитывать на добросовестность бизнесменов, которые будут перерабатывать навоз, то его перевод из статуса отходов в статус сырья можно только приветствовать. Требовать лицензию на этот вид деятельности считаю бредом.

Да, возможна палка о двух концах. Если уровень контроля снизиться, сельхозпроизводитель может неправильно утилизировать эти отходы. В то же время, всем известно, где расположены фермы, и надзорные органы всегда могут приехать и проверить, как организована переработка.

В КБР проблем в этой сфере нет: мегафермы отсутствуют, а небольшие животноводческие хозяйства складируют малые объёмы, которые через год-два превращаются в отличный перегной и используются для удобрения личными подсобными хозяйствами. Мусоровывозящим компаниям навоз никто не сдаёт.