На Ставрополье уничтожают тысячи животных из-за вспышки африканской чумы свиней (АЧС) в Труновском районе. Россельхознадзор ещё летом высказал предположение, что в крае утрачен контроль над болезнью и скрывают другие инфекции. Почему ветслужбам не удаётся поставить заслон АЧС и есть ли опасность для соседних регионов? В ситуации разбирался «АиФ-СК».
За свиней заплатят?
В селе Труновском убивают и сжигают свиней - и больных, и здоровых. На прошлой неделе на местном сельхозпредприятии зафиксировали очаг АЧС. Это настолько серьёзное заболевание животных, что теперь подлежат уничтожению не только более 4 тыс. голов на предприятии, но и все свиньи в селе. Жители на сходе 17 октября бурно возмущались этим. Их успокоил первый зампред краевого правительства Николай Великдань.
«Губернатор решил выплатить компенсации. Поросята будут закупаться по 2,5 тыс. руб., взрослые животные - по 100 руб. за килограмм живого веса», - сообщил он.
Вывезти и реализовать мясо даже здоровых животных жители села не могут - таковы правила карантина. Вокруг Труновского стоят посты, проверяющие автомобили.
Кроме того, карантин введён на Новоалександровском мясокомбинате, где обнаружен инфицированный объект, вероятно, с той же труновской фермы.
Летом Россельхознадзор жёстко раскритиковал работу управления ветеринарии Ставропольского края. В селе Журавском Новоселицкого района осенью 2018 года на свалке обнаружили 13 трупов свиней, погибших от АЧС. Источник заразы тогда так и не нашли. В ведомстве посчитали, что это говорит «о масштабной циркуляции вируса АЧС среди домашних свиней и о частичной или полной утрате контроля над ситуацией с распространением болезни в регионе».
Чума - не единственное заболевание, с которым не справляются ветеринары края.
«Проверки, проводимые в 2019 году, выявили восемь неблагополучных пунктов по бруцеллёзу, 10 - по лептоспирозу, 12 - по лейкозу, 11 - по ринотрахеиту. Но, по официальным данным региональной ветслужбы, поголовье там было здоровым», - говорилось в заявлении Россельхознадзора.
Ветслужбу отчитали и за то, что она давала справки на сбыт опасной для человека животноводческой продукции с кишечной палочкой и остаточными антибиотиками, не охватывала вакцинацией и обследованиями на лейкоз всё поголовье крупного рогатого скота, допускала нарушения при профилактике бешенства, лептоспироза, сибирской язвы, ящура и гриппа птиц.
Где прячется бруцеллёз?
Почему ветеринарам не удаётся проверить всё поголовье на особо опасные заболевания? Дело в том, что владельцы скрывают животных, чтобы избежать расходов. В плановом порядке два раза в год брать кровь на анализ и вакцинировать скот должны бесплатно, но по факту людям приходится платить за сопутствующие манипуляции.
Активист общественной организации «Народный профсоюз» фермер Фёдор Гнилицкий больше года судился с Кочубеевской районной станцией по борьбе с болезнями животных, которая за прививку его коров от ящура выставила счёт в 63750 рублей. Деньги брали не за сами уколы, а за клинический осмотр животных. Фермер дошёл до Верховного суда России и доказал, что осмотр - такая же обязательная часть профилактики опасных заболеваний, как и сама прививка, а значит, тоже оплачивается из бюджета.
«Теперь ветеринары со мной предельно вежливы и денег за плановые обследования не берут, - говорит Фёдор Александрович. - А до этого я показывал ветеринарам лишь десятую часть своего поголовья, чтобы сэкономить. Но потом сам выучился на ветеринара и понял, что обманывать себе дороже: у меня растут дети, и я не хочу, чтобы они заразились. Выяснил, что всё это должно быть бесплатным. Но судиться готовы немногие. Тем, у кого одна-две коровы, проще заплатить. А у кого животных много, продолжают прятать большую часть поголовья. Поэтому мы и не можем победить бруцеллёз и другие болезни».
На Кочубеевской станции по борьбе с болезнями животных заверили, что за клинический осмотр они сейчас денег не берут и само исследование на бруцеллёз и туберкулёз бесплатное, а вот «манипуляции» обойдутся хозяевам в 195 рублей за одну корову. Из официального прайс-листа понятно, что большая часть этих средств - плата за идентификацию, то есть биркование животного, которое почему-то нужно проводить три раза в год.
Кто-то своё поголовье скрывает, а добросовестные владельцы животных страдают. «В этом году на наш посёлок наложили карантин по бруцеллёзу. У меня больными оказались обе мои коровы, и я лишилась дохода от молока, - рассказала жительница посёлка Залесного Ипатовского района Светлана Гостева. - Ветеринарные обработки всегда были платными, по 250 рублей за животное, и только после введения карантина коров обследуют бесплатно и каждый раз выявляют всё новые и новые случаи. Уже, наверное, голов 150 в посёлке вырезали. Но кто возместит людям убытки?».
Кстати
Нарушения в работе ветеринаров выявили и в Чечне. Замначальника республиканского управления ветеринарии Магомед Манкаев пояснил, что недоработки были связаны либо с формальностями, либо с дефицитом кадров. «У нас есть населённые пункты, где несколько мясных павильонов, а ветврач один. Когда он на другом объекте, на прилавок выкладывают непроверенную продукцию», - пояснил Манкаев. Обработки против опасных болезней, по его словам, в республике проводятся бесплатно.
По данным Центра ветеринарии России, в апреле 2019 года в КЧР выявили 31 очаг бруцеллёза животных, в Ставропольском крае - 16. Летом список «нездоровых» населённых пунктов пополнился за счёт Чечни и Дагестана.
Смотрите также:
- В Чечне – массовый падёж крупного рогатого скота от нового вируса? →
- Кусают свои. Почему так опасны животные с бешенством →
- Как часто на Ставрополье заражаются сибирской язвой? →