Даёшь и шерсть, и мясо! I место на Ставрополье дали новейшей породе овец

Российские мясные мериносы помогают поддерживать рентабельность тонкорунного овцеводства. © / Валерий Близнец / АиФ-Северный Кавказ

СХА «Колхоз «Родина» Апанасенковского округа завоевал кубок и диплом первой степени за племенных овец на недавней выставке в Михайловске. Предприятие, преодолевая засуху и земельные споры, добилось высочайшего результата в селекции новейшей породы - российский мясной меринос.

   
   

Единственные в России

Российский мясной меринос выводили на базе шести предприятий Ставропольского края. Но только «Родине» в Апанасенковском округе удалось получить статус племенного хозяйства. В прошлом году на Всероссийской выставке в дагестанском Каспийске хозяйство из села Воздвиженского получило гран-при как лучшее по качеству шерсти у этой породы и лицензию на её разведение. В этом году оно подтвердило свои достижения на краевой выставке в Михайловске.

«Это заслуженная оценка самоотверженной работы всего коллектива, начина от чабанов и заканчивая трактористами. Одни выращивали овец, другие - заготавливали им корма, а в целом все так или иначе работали на общий результат, - говорит председатель сельхозартели Сергей Литвинов. - Конечно, больше всего усилий приложили чабаны, подпаски, зоотехники, ветеринары. Всем им огромное спасибо».

На награждении губернатор края Владимир Владимиров интересовался, чем так примечательна эта порода. Сергей Литвинов объяснил: с мясными она конкурировать не может, но зато позволяет овцеводам края в период, когда цены на шерсть упали ниже себестоимости, удерживаться на плаву - за счёт более плотной конституции и более высокого выхода мяса. При этом качество волокна остаётся таким же высоким, как у других мериносовых пород. Сохраняется и большая длина, и минимальная тонина, которых ставропольские селекционеры добились, скрещивая местных овец с австралийскими. Элитное поголовье продаётся как племенное, а остальное реализуется на мясо.

Губернатор вручил кубок руководителю хозяйства. Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Валерий Близнец

«Раньше шесть ценилась, пользовалась спросом, в том числе для обмундирования армии. Сейчас в России мало кто занимается её переработкой. Реализуем шерсть в основном через производственную ассоциацию «Маныч» в селе Дивном в Китай и Индию. Правительство России поднимает вопрос о возрождении перерабатывающей отрасли в нашей стране, но пока это произойдёт, нам надо как-то продержаться. Производство шерсти при нынешних ценах - убыточное. Ведь даже состричь шерсть - это большие затраты, и финансовые, и временные. Но и терять мериносовые породы - богатство Ставропольского края - нельзя», - считает Сергей Литвинов.

Приближают пустыню распашкой

Сводить концы с концами овцеводам помогают дотации и упорный труд. Остальные факторы скорее мешают. Например, климат с каждым годом становится всё более засушливым, всё труднее выращивать не только пшеницу, но и кормовые культуры.

Отчасти в наступлении пустыни виноваты сами люди. В восточной зоне края, где нельзя трогать верхний слой почвы, чтобы не оголять песчаные барханы под ним, зачастую распахивают земли под самые околицы населённых пунктов. Как правило, это делают фермеры, чтобы увеличить свою небольшую посевную площадь, и агрохолдинги, нацеленные на извлечение максимальной прибыли.

   
   

Председатель СХА «Родина» придерживается другой позиции.

«Это больная тема. Не будет целины - не останется и племенного овцеводства. Может быть, кто-то и способен растить баранов на стойловом содержании, но вывести породу с высокими качествами шерсти можно только на пастбищах, - уверен Сергей Литвинов. - Нам говорят, бросайте животноводство, распахивайте 10 тысяч га целины и получайте зерно. Да, может быть, это сейчас и будет выгодно. Но что мы скажем и покажем потомкам?»

В колхозе 10 тысяч голов овец и больше 1000 голов крупного рогатого скота казахской белоголовой породы коров мясного направления. Есть статус племрепродуктора по этим животным. Крупный рогатый скот рентабельнее, чем овцы, поскольку не требует затрат на стрижку шерсти, но корма нужны всем - и крупным, и мелким животным.

Где ж им пастись, если с апреля по июль не было дождей и, соответственно, зелёного корма?

«На отчасти выручают поймы разливающихся рек. Там есть трава, камыш. Коровы там пасутся. Но овец туда не загонишь - они и сами в воду не пойдут, и для шерсти влага вредна», - поясняет председатель.

Для себя или для всех?

Животноводство даёт рабочие места сельским жителям. В холдингах, равных по площади сельхозартели, работают человек 50, а в «Родине» - 250. Участвовал ли хоть один холдинг от Апанасенковского округа в животноводческой выставке в Михайловске? Нет. Только коллективные хозяйства, сохранившие лучшие традиции советского периода.

Фермеры тоже, как правило, занимаются растениеводством и распахивают свои угодья. Они отщипнули уже немало земли у крупных предприятий. Но не заменили их в поддержке социальной инфраструктуры сёл. Куда обращается администрация Воздвиженского, когда нужно помочь школе, детскому саду, вывезти ветки или поровнять дорогу? К кому идут пенсионеры и просто жители за помощью? Нет, не к фермерам, а в колхоз, хотя у него земли уже меньше, чем в советские годы, а налогов он платит гораздо больше, чем мелкие предприниматели.

По закону каждый пайщик имеет право выделить свою землю в натуре, обрабатывать самому или отдать другому земледельцу. Что ж, это желание можно понять, если ему посулили арендную плату чуть выше. Хотя в долгосрочной перспективе могут больше потерять: если развалится градообразующее предприятие - обеднеет и опустеет село в целом.

Уже не первый год СХА «Родина» судится с группой пайщиков, которые решили выделить свои участки. И всё бы можно было понять, если бы не одно но - они хотят забрать самые удобные и самые лучшие земли, где колхоз в перспективе может развивать орошение. Это было бы огромным подспорьем для животноводства, испытывающего сильный дефицит в кормах. В этом году, вероятно, придётся сократить поголовье, чтобы не держать его впроголодь.

«Есть государственная программа по расширению орошаемой площади. У нас когда-то в хозяйстве было более 3 тыс. га на орошении, и была совсем другая культура земледелия. С поля можно убирать по два урожая в год, например, гороха, а потом суданку на корм. Когда-то за счёт орошения у нас на каждой и животноводческой точке были силосные ямы, запас сенажа, и всю зиму хороший рацион у овец. Целина же в это время отдыхала. А теперь почти круглый год овцы пасутся, пастбища истощены, кормов мало», - переживает председатель.

Увы, суды далеко не всегда учитывают интересы 250 работников артели, принимая решения в пользу единичных пайщиков, выделяющихся из неё. Им предлагают заброшенную ферму - они сетуют, что до неё добираться далеко. Колхозный бензин, конечно же, никто не считает. В итоге проекты межевания в судах меняются один за другим, а вопрос не решается. И председатель, вместо того чтобы направить усилия на развитие сельхозартели, вынужден тратить время на тяжбу.

«Понимаем: всё - для победы»

С каждым годом ситуация в сельском хозяйстве тяжелее, поскольку растёт диспаритет цен: энергоносители, семена, минеральные удобрения, ветеринарные препараты стоят гораздо дороже, чем три-четыре года назад, а цена на зерно почти в той же поре.

В такой ситуации думать о модернизации особо не приходится. Да и рассчитывать на дотации тоже, ведь идёт специальная военная операция.

«Понимаем, что идёт СВО, государство перераспределяет средства, чтобы поддерживать военных, чтобы и «Калибры» летали, и у бойцов не было нужды ни в чём. Поэтому мы рады и тем мерам поддержки, которые есть. Например, кредиты мы берём не под 23%, а под 5-6%, чтобы купить средства производства впрок и по наименьшей цене, - говорит Сергей Литвинов. - И сами помогаем бойцам в зоне специальной военной операции, и финансами, и гуманитарными грузами».

Главное, по его мнению, сохранить коллектив, тех трудолюбивых людей, которые в режиме 24 на 7 ухаживают за животными, растят зерно и корма, не убегая в города на лёгкую работу.

«Хочу пожелать всем труженикам села, чтобы нас больше ценили и уважали. Хороших урожаев, дождей, рентабельности, которой нам так не хватает, а главное - спокойной жизни, благополучия семьям и мирного неба над головой!» - пожелал Сергей Литвинов.

КОММЕНТАРИЙ

Главный специалист управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Апанасенковского округа СК Елена Чирва:

«Несмотря на то, что российский мясной меринос выводили в нескольких хозяйствах, племенным по этой породе смогла стать только СХА «Родина». Это значит, что там на высоте селекционно-племенная работа. Они получили шерсть такую же, как у тонкорунных овец, а процент выхода мяса гораздо выше. Можно гордиться этим предприятием. И ведь оно достигло таких результатов не только в овцеводстве. Оно стало племенным хозяйством по казахской белоголовой породе крупного рогатого скота.

Сергей Владимирович - молодой, отзывчивый и ответственный председатель, которому приходится искать лучшие решения в непростых обстоятельствах. Несмотря на убыточность животноводства, он понимает, насколько важно его сохранить.

Давайте вспомним, что даже во время Великой Отечественной войны наши предки старались сохранить генофонд, угоняли поголовье подальше от немецких оккупантов. Разве можем мы сейчас всё это потерять? Нет, нужно субсидировать животноводство, и в первую очередь именно такие племенные хозяйства, чтобы не раздавать по копейкам на всех те небольшие суммы, которые выделяет государство».

На правах рекламы

Сельскохозяйственная артель (колхоз) «Родина» 

ИНН 2602004207

Erid: LjN8KLp1L