Росреестр разработал критерии, которые помогут органам власти отличать освоенные дачи и участки под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) от заброшенных или используемых не по назначению. Почему садоводы этому только рады и можно ли будет отстоять свой участок, если обрабатывать его мешает отсутствие инфраструктуры, рассказали на пресс-конференции в Ставрополе.
Сорняки и змеи
В России и на Ставрополье около 15% земельных участков стоят заброшенными или используются не по назначению.
«Земля захламляется, зарастает сорняками, возникают пожары, разводятся змеи, грызуны», - обозначил проблему заместитель руководителя управления Росреестра по Ставрополью Сергей Долбышенко.
Но власти пока не могут забрать такие участки у нерадивых хозяев - частная собственность неприкосновенна. С марта 2025 года смогут.
Вступят в силу поправки в «дачный» закон и другие нормативные акты (№ 307-ФЗ). Росреестр разработал к нему два постановления, в которых прописаны сроки и критерии освоения земель.
«Если на земле под ИЖС более двух лет нет фундамента или строения, сооружения либо в течение пяти лет не зарегистрировано право собственности на существующее здание, то земля подлежит изъятию, - рассказал суть первого документа Сергей Долбышенко. - Если на земле объект стоит, но 5 лет не используется или полуразрушен и не восстанавливается, то такой земельный участок тоже подлежит изъятию. Если же разрешённый вид использования не подразумевает строительства, в таком случае срок освоения участка - три года. Это касается земель огородничества и садоводства. Там должны выращиваться сельхозкультуры. Если этого не происходит и земля захламлена более чем на 50%, то такой земельный участок тоже подлежит изъятию».
Во втором документе прописано, что освоенный участок должен быть освобождён от растительности, при необходимости на нём должны быть проведены ирригационные работы: если участок заболочен, то он должен быть осушён, сухой - увлажнён. Должны пройти планировочные работы, например, выемка грунта.
Проверять состояние участков будут органы муниципального земельного контроля и федерального государственного земельного надзора. Собственникам заброшенных участков вынесут предписание устранить недостатки и выпишут постановление о штрафе. Человек к определённому сроку должен исправить недостатки, и если он этого не сделал, муниципалитет подаст иск об изъятии.
«Главная цель - чтобы земля была влечена в экономический оборот. Постановления сейчас проходят стадию обсуждения и уточнения, но уже идёт сбор данных об участках и текущий земельный надзор», - добавил представитель Росреестра.
Чем докажешь?
Если хозяин будет не согласен с предписаниями, штрафами, изъятием земли, он сможет судиться. Тяжб по дачным участкам на Ставрополье и сейчас хоть отбавляй, сообщила юрист Любовь Воропаева.
«Основные причины отказов в оформлении права собственности - недостатки в работе самих дачных товариществ, часто связанные с нехваткой средств. Например, отсутствуют проекты межевания территории. Чтобы доказать, что участок входит в территорию товарищества, нужна дорогостоящая экспертиза, - рассказала юрист. - Часто суды отказывают также из-за отсутствия правопреемства между председателями садовых некоммерческих товариществ (СНТ)».
Чтобы можно было приватизировать дачу, по словам юриста, должны соблюдаться три критерия: участок должен входить в территорию дачного товарищества, сам массив должен быть образован до введения в действие Земельного кодекса, и лицо, которое обращается за приватизацией, должно быть членом товарищества.
Неиспользуемые участки, как рассказала Любовь Воропаева, председатели пытаются распределять между членами товарищества. Но узаконить это невозможно, потому что нельзя отнять землю у людей, которые получили её в 1992 году, хотя и не поставили на кадастровый учёт. Многих уже нет на этом свете, а их наследники не знают даже, где расположены садовые товарищества с наследуемым участком.
Отказаться от ненужной дачи легко. По статье 56 «Закона о государственной регистрации недвижимости», достаточно написать заявление в Росреестр, и запись о регистрации будет погашена. Участок вернётся в муниципальную собственность и будет перераспределён. Пошлину никакую при этом платить не придётся.
Кто в ответе за пожары?
Больше всего хлопот пустующие земли приносят соседям и руководителям садовых товариществ.
«Сухая трава, мусор горят, а председатели несут ответственность», - сказала юрист.
Чтобы обезопасить соседей, СНТ проводят опашку заросших массивов, сообщила председатель Союза садоводов города Ставрополя Зинаида Вихарева.
Она ежегодно с сотрудниками мэрии делает объезд дачных товариществ и видит очень много заброшенных участков. Найти владельцев, по её словам, очень сложно, потому что по закону о персональных данных, ни одно ведомство не имеет права дать координаты председателю общественной организации.
Есть и такие собственники, что регулярно платят за землю членские взносы, но не появляются на участке - видимо, ждут, когда его можно будет продать подороже.
Сложнее всего, считает Зинаида Вихарева, наводить порядок там, где товарищество не имеет юридического лица, хотя на его территории есть ухоженные дачи и жилые дома. По её данным в Ставрополе было создано 208 садоводческих товариществ, а юрлица зарегистрировали только 152.
Ещё больше заброшенных участков на дачах в регионе Кавказских Минеральных Вод.
«Их тысячи, - предполагает председатель Союза садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ Кисловодска, группы городов КМВ и Предгорного округа (ССОНТ КМВ) Василий Борисов. - В своё время люди получили бесплатно от государства землю, но у них не было возможности или желания ею заниматься. Порой хозяева уже ушли в мир иной, а наследники не пользуются своим правом. Плюс мешает отсутствие коммуникаций в товариществах. Многие из них прекратили юридическое существование».
Но сейчас, утверждает он, дело сдвинулось с мёртвой точки, и не только на Кавминводах, а по всей России.
«Президент издал указ о газификации садовых товариществ, дал задание правительству. Полтора месяца назад мы встречались с представителями Росреестра и обсуждали, как газифицировать садовые участки. Многие там живут, а газа нет, - рассказал Василий Борисов. - Потом будет решаться вопрос с электроснабжением, газоснабжением. Но самим садоводам надо самоорганизоваться, зарегистрировать юрлица, чтобы им можно было помочь».
Кстати, на территории товариществ, по 217 федеральному закону, садоводы должны содержать инфраструктуру сами, обращает внимание Зинаида Вихарева. А вот обеспечить подъезд к дачному товариществу, куда ходит общественный транспорт, - задача муниципалитета. В Ставрополе власти занимаются и ремонтом подъездных путей, и субсидируют развитие инфраструктуры дачных посёлков. На Кавминводах ССОНТ КМВ сотрудничество с администрациями городов только начинает.
К инициативе по перераспределению необрабатываемых земель Василий Борисов относится положительно.
«Может быть, кто-то думает, что он сажает картошку, а у него эту землю отберут. Нет, такого не будет. Будет инвентаризация и участок, который десятилетиями не используется, будет изъят. Высвободится земля, которую власти смогут раздать многодетным, участникам СВО», - полагает садовод.