Примерное время чтения: 7 минут
1316

Спартак - чемпион! Осетинский боец без рук готовит сборную РФ к победе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ-СК 28/03/2019
Спартак Газзаев (слева) - капитан сборной России по паратхэквондо и отец четверых детей.
Спартак Газзаев (слева) - капитан сборной России по паратхэквондо и отец четверых детей. / Спартак Газзаев / Из личного архива

Житель села Эльхотово в Северной Осетии Спартак Газзаев потерял в детстве из-за несчастного случая обе руки. Сегодня он воспитывает четверых детей, а также возглавляет сборную России по паратхэквондо: готовит её к Паралимпийским играм, которые пройдут в Токио в 2020 году. Как удалось справиться с ударом судьбы и добиться успеха, спортсмен рассказал в интервью «АиФ-СК».

«Копаю огород, строю, мастерю»

Виктория Ветер, «АиФ-СК»: Обычно спортсмены начинают карьеру в молодости, но вы пришли в паратхэквондо почти сорокалетним. Как решились на это? И почему выбрали этот вид спорта?

Спартак Газзаев: «Нет права сдаваться».
Спартак Газзаев: «Нет права сдаваться». Фото: Из личного архива/ Спартак Газзаев

Спартак Газзаев: Когда мне было восемь лет, меня ударило током. Врачи спасли жизнь, но руки пришлось ампутировать. Меня отправили в интернат для детей-инвалидов в Орловскую область, там я увлёкся карате, играл в футбол и каждый день тренировался. Окончив школу, вернулся в родное село, женился, появились дети. Свободного времени стало меньше: нужно было работать, заниматься хозяйством и кормить семью, так что о полноценных тренировках пришлось забыть. Но и тогда старался найти силы, чтобы побегать, поплавать, покататься верхом или на велосипеде. Я стремился к большему, хотел заниматься профессиональным спортом и ещё в 1996 году оставил заявку в спорткомитете. Тогда возможностей не было, но меня запомнили, и когда в 2010 году появилась федерация паратхэквондо, мне позвонили и предложили начать тренировки. Поскольку этот вид спорта вошёл в число паралимпийских, решил совершенствоваться в нём и сразу же начал заниматься.

- Как считаете, у нашей сборной есть шансы на Паралимпиаде в Токио в следующем году?

- Конечно! Уже четыре года мы завоёвываем первые места в командном зачёте, а на недавнем чемпионате мира в Турции получили 14 медалей. Тренируемся, ждём с нетерпением Игр в Токио и рассчитываем показать там отличные результаты.

- А сколько всего человек в сборной России? Как отбирают параспортсменов для международных соревнований?

- Паратхэквондо в стране занимаются примерно 600-700 человек, но не все участвуют в больших соревнованиях. Поиском спортсменов занимаются региональные ассоциации паралимпийского движения. В самом начале даже ходили по домам инвалидов и приглашали их на тренировки. Нас тогда было всего 25 человек, в основном все из республик Северного Кавказа. Сейчас спортсмены тренируются дома, в регионах, а перед крупными соревнованиями собираются на одной из тренировочных баз.

- Общаетесь ли в неформальной обстановке?

- Конечно, мы поддерживаем связь. Все параспортсмены - сильные люди, очень интересные. Не только тхэквондисты.

Однажды на сборах в Курской области на утренней пробежке увидел, как играют в футбол незрячие и слабовидящие спортсмены. Меня это очень поразило: они не видят ни друг друга, ни мяча, ничего вокруг себя. Тогда я подумал: если они так могут, есть ли у нас право сдаваться?

- Чем занимаетесь в свободное время, когда не нужно готовиться к соревнованиям?

- Стараюсь больше заниматься домашним хозяйством: я по-прежнему живу в Эльхотово, в доме родителей. Копаю огород, что-то строю, ремонтирую. Иногда выезжаю на природу с семьёй, иногда приглашаю в гости двоюродных братьев. Играем в футбол, ездим кататься на лыжах. Тренирую детей в селе.

Все однофамильцы – родственники

- Ваши дети тоже занимаются спортом. Планируют стать профессиональными спортсменами или ищут для себя другой путь?

- Они, конечно, спортивные, но пока не определились, чем именно хотят заниматься. Старший сын, Алан, раньше ездил со мной на тренировки, но заинтересовался не тхэквондо, а боями без правил. Ему 22 года, сейчас он служит в армии и планирует вернуться к тренировкам. С другой стороны, после армии люди часто меняются, так что трудно сказать, будет ли ему это интересно к тому времени. Дочка Вика занималась танцами, сейчас учится во Владикавказе на врача на третьем курсе, в свободное время бегает. Арсену - 13, он ходит на бокс, а младшему Азамату всего восемь, я учу его тхэквондо.

- А известные футбольные тренеры Валерий и Юрий Газзаев - ваши родственники? Поддерживаете с ними связь?

- У нас в Осетии принято считать родственниками всех однофамильцев. С Юрием и Валерием я знаком, но не очень близко, связь не поддерживаем.

- Вы говорили, что после операции учились в интернате. Каково это - расстаться на такой долгий срок с родителями и жить вдали от дома?

- Всякое бывало. Мобильных тогда не было, и дома телефоны не у всех. Переписывался с родителями по почте. С другими детьми, конечно, и драться иногда приходилось, чтобы постоять за себя.

- Что поддерживает сейчас?

- У меня семья: нужно поставить на ноги детей, воспитать, построить для них дома. Потом буду внуков нянчить.

- О вашей жене Мадине говорят, что она не только красавица, но и главная опора для вас. Как познакомились? Как решились сделать ей предложение?

- Познакомились мы подростками. Я проводил дома каникулы, а она как раз переехала с родителями в наше село. Мы подружились, стали общаться. Потом я окончил школу и, по кавказским обычаям, украл её.

- Даже так?

- Мы уехали в Москву и уже оттуда сообщили её семье, чтоб не волновались. Мне было 23 года, ей - 22. Но это было не настоящее похищение, конечно: с Мадиной мы заранее сговорились, она ждала в условленном месте, села в машину, и мы уехали. Пожили в Москве пару месяцев, затем во Владикавказе, а потом вернулись в село.

- Вы давно женаты, у вас четверо детей. Как поменялись отношения? Решились бы сейчас её умыкнуть?

- Конечно, умыкнул бы. 24 года вместе, а всё как в первый раз. Всякое бывало: и слёзы, и трудности, и подъёмы, и падения. Как у всех.

Малодоступная среда

- Несколько лет назад во всех регионах запустили программу «Доступная среда». Ощутили на себе изменения вокруг?

- У меня нет проблем с перемещением: я сам езжу на тренировки и по другим делам. Но для колясочников наши города и сёла малопригодны. Даже спортивную инфраструктуру для параспортсменов не всегда проектируют правильно. Как занимаются наши теннисисты? Чтобы попасть в зал, надо спуститься на три метра вниз по крутой лестнице. Сопровождающий должен отнести туда человека, потом коляску. После тренировки - то же самое в обратном порядке. Конечно, маломобильным спортсменам нужны помещения, куда можно заехать самостоятельно.

- А вообще государство как-то помогает?

- Ну, вот сейчас помогли: глава республики дал квартиру трёхкомнатную. Но вообще, особо на помощь надеяться не приходится. Даже когда мы ездим на соревнования, на сопровождающих деньги не выделяют, хотя раньше давали. Экипировку, бывает, выдают не по размеру: человеку ростом 1,60 м предлагают одежду на 1,90 м. Это происходит по всей стране, не только в Осетии.

- Вы часто бываете на соревнованиях за границей, недавно вернулись из Турции. Как там с доступной средой, уровнем организации мероприятий? Что стоит перенять?

- Организаторы соревнований в Турции молодцы, они понимают, какие у нас потребности, поэтому всё было отлично. На высоком уровне приняли, очень помогали. Главное, что там относятся к инвалидам по-человечески, заботятся о них, а не о своём кармане. Вот этот подход и стоило бы перенять.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах