Победный марш-бросок североосетинского теннисиста Аслана Карацева от квалификационных игр до полуфинала Australian Open так вдохновил жителей республики, что даже в секциях по большому теннису начался ажиотаж. На занятия потянулись даже те, кто давно бросил попытки преуспеть на корте. Корреспондент «АиФ-СК» сходил в гости к отцу новой теннисной звезды Казбеку Карацеву и узнал, с чего началось увлечение этим видом спорта, и как превратилось в такой громкий профессиональный успех.
Вместо машинок - мяч
Обычная владикавказская многоэтажка. Во дворе - тишина и покой. Ничто не напоминает о тех страстях, которые ещё недавно бушевали на австралийском корте. Здесь будущая звезда когда-то играл. Отец уверяет, что мяч был любимой игрушкой Аслана с самого детства. В итоге родители перестали покупать ему машинки, дарили только мячи.
«Когда он был ещё совсем малышом, становился вот к этой стене и бросал в неё мячик. Мог так часами играть», - говорит Казбек Карацев, показывая на стену в одной из комнат.
В квартире сегодня ничто не напоминает о её звёздном жильце - ни грамот, ни кубков на стенах и полках. Здесь прошли детство и юность Аслана. Но большим теннисом он всерьёз увлёкся, когда семья переехала в Израиль - так сложились обстоятельства.
Как-то, возвращаясь с моря, папа с сыном увидели девочку, играющую в большой теннис. Выяснили, в каком теннисном центре она занимается. И на следующий день Казбек отвёл туда старшую дочь Зарину, ей было 10 лет. Маленького Аслана взяли с собой за компанию. Карацев-старший познакомился там с русскоязычным тренером Владимиром Рабиновичем, который впоследствии стал тренировать и сына.
В этом спортивном центре была традиция - дарить новичкам ракетку. И пока инструктор ходил в офис за подарком, Аслан сотворил свою первую в жизни теннисную сенсацию: взял детскую ракетку и начал отбивать мячик, как это часто делал дома. Родители и инструкторы со всех кортов сбежались посмотреть на удивительного малыша - ему тогда ещё и трёх лет не было.
После этой внезапной самопрезентации маленького теннисиста сразу пригласили на тренировки, несмотря на то, что детей принимали только с пятилетнего возраста.
Дорогое удовольствие
Мальчик с рождения был левшой, но бабушка переучила его, заставляя правой рукой вбивать гвозди в маленькую скамейку. Она добилась своего, но Казбек считает, что делать этого не следовало - оставаясь левшой, играть ему было бы легче.
Первая ракетка, вспоминает папа, была пластмассовой. Тренировок в спортцентре мальчику было мало, и в любое свободное время он тянул папу на корт - играть.
«Если я приходил вечером уставшим, мы выходили во двор, я ложился на травку, а он стучал о стенку дома», - вспоминает Казбек.
Четыре года он тренировался у Рабиновича, затем перешёл в более взрослую группу к Виктору Дубнову. В 7 лет стал бронзовым призёром, в 8 и 9 лет - чемпионом Израиля, выигрывал турниры. К 10 годам у него было уже 87 кубков.
В 12 лет Аслан с отцом вернулся в Северную Осетию. Финансово легче не стало, выезжать на соревнования возможности не было, парень тренировался под руководством отца, местные спортсмены поддерживали.
«Мы тренировались у Валеры Дзгоева в Центральном парке, где были корты, на тот момент других площадок не было. Позже, когда Аслан уже уехал, во Владикавказе открылась Академия тенниса. Это дорогой вид спорта, поэтому здесь не очень популярен. Нужны средства на то, чтобы выезжать на соревнования, в том числе за рубеж. Изредка помогают спонсоры, но чаще все расходы ложатся на плечи самого спортсмена и его близких. Но это необходимо. Мастерство придёт только в том случае, если начинающий спортсмен будет выезжать на турниры и видеть, как играют профессионалы».
«Всё в его руках»
В спортивной жизни Аслана главной поддержкой и опорой всегда был отец. Даже когда юноша в 15 лет уехал из республики, продолжал поддерживать с папой постоянную связь по телефону. Казбек знал о сыне всё, включая ежедневный распорядок дня.
«Участие и поддержка - вот условие, необходимое для того, чтобы воспитать «звезду», - уверен Карацев-старший. - Чемпионские цели у него с детства, что касается сегодняшних побед, то путь к ним начался ещё год назад. Он методично шёл к сегодняшним успехам: сыграть три челленджера не просто. Аслан показал, что можно добиться всего. В Осетии много талантливых детей, можно сказать, виртуозно играющих в теннис. Друг моего сына, Руслан Дудиев, тренирующий детей в нашей Академии тенниса, говорит, что сегодня благодаря австралийским победам Аслана даже те, кто бросил заниматься, вернулись на тренировки. Хочется, чтобы родители всегда находили возможности для их продвижения и поддержки. Бросать на полпути нельзя. У меня никогда такой мысли не было, я всегда знал: это его будущее».
Во время Australian Open за Аслана болела вся республика. Родственники, друзья, соседи, знакомые и незнакомые. На одной из мебельных фабрик даже производство останавливали на время его игр. В фамильных чатах все желали спортсмену удачи и молились Всевышнему. Телефон Казбека звонил не умолкая. Но самыми главными, как всегда, были звонки от сына. Во Владикавказ он приезжает теперь нечасто - слишком загружен. Видится с родными два-три раза в год.
«Всё продолжается. И всё в его руках», - не сомневается в сыне Казбек Карацев.
Кубки, которые до этого хранились на антресолях, отец достал и аккуратно разложил на комоде в своей спальне. Теперь они победно сияют, напоминая: здесь живёт звезда.