83

Пути в порты удвоят. Что экспортируют по Северо-Кавказской железной дороге?

На вторые пути к портам СКЖД направит 13 млрд рублей.
На вторые пути к портам СКЖД направит 13 млрд рублей. Официальный сайт РЖД

Представители РЖД, транспортных компаний и грузоотправителей обсудили сложности и новые возможности железнодорожных перевозок на транспортно-логистической конференции «PRO//Движение.Юг», которая прошла 16 апреля в Минводах.

На новых рельсах

На конференцию в выставочном центре «МинводыЭкспо» собрались более 500 участников. Некоторые спикеры выступали в онлайн-режиме, но это не помешало состояться оживлённой дискуссии. Многих волновал вопрос, способна ли железная дорога перевалить наращиваемый поток экспортных грузов. В свою очередь, железнодорожников интересовали планы поставщиков и гарантированные объёмы товаров, ведь для того, чтобы вкладывать средства в реконструкцию путей и станций, нужно понимать, насколько они будут загружены.

По прогнозам Института экономики и развития транспорта, экспорт через южные порты страны будет неуклонно расти, поэтому РЖД модернизирует своё хозяйство в регионе.

По словам Сергея Задорина, пропускная способность на участке Тихорецкая - Козырьки должна вырасти до 126 пар грузовых поездов в сутки.
По словам Сергея Задорина, на обновление инфраструктуры Северо-Кавказской железной дороги в этом году направлено около 31 млрд рублей. Фото: Официальный сайт РЖД

«В этом году на обновление инфраструктуры Северо-Кавказской железной дороги направлено около 31 млрд рублей, в том числе 13 млрд - на строительство вторых путей по направлению к портам Азово-Черноморского бассейна», - сообщил на конференции начальник СКЖД Сергей Задорин.

Только за последние три года в регионе были построены 240 км вторых путей, например, на участке Тимашевская - Разъезд 9-й км - Вышестеблиевская. Расконсервирована линия Морозовская - Цимлянская - Куберле, построен обход Краснодарского железнодорожного узла, капитально отремонтированы тоннели на подходах к Туапсе.

В 2021 году СКЖД планирует ввести в эксплуатацию ещё 50 км вторых путей на участке Тихорецкая - Козырьки, завершить реконструкцию станции Крымская и 1-й этап реконструкции станции Тимашевская. В итоге пропускная способность на участке Тихорецкая - Козырьки должна вырасти до 126 пар грузовых поездов в сутки.

Товары на экспорт идут не только морским путём. Всё большее значение приобретает международный транспортный коридор «Север-Юг» через Азербайджан. Там тоже, как рассказал Сергей Задорин, планируется реконструкция. Железнодорожные линии будут переводить с постоянного на переменный ток. Пограничный пункт пропуска, который сейчас находится в Дербенте, обустроят прямо на границе. Пограничную станцию Самур-II планируется сдать в 2022 году.

Инфраструктура железной дороги развивается синхронно с портами.
Инфраструктура железной дороги развивается синхронно с портами. Фото: Северо-Кавказская железная дорога

Контейнерами проще?

Во время пандемии перевозки во всём мире сократились, но Северо-Кавказская магистраль смогла привлечь около 430 новых партнеров, которые ранее не осуществляли перевозки железнодорожным транспортом.

Сохранить грузопоток в сложных экономических условиях помогло обновление сервисов СКЖД. Центры продажи услуг в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Новороссийске и Минеральных Водах.

Изменилась на магистрали и структура экспортного грузопотока. Если Италия резко сократила закупки нефтепродуктов, то Болгария и Индия нарастили потребление угля. Из-за неурожая в Краснодарском и Ставропольском краях меньше зерна по Северо-Кавказской железной дороге уехало в Египет, потому что он закупался в центральных регионах России, но зато выросли поставки зерна в Израиль и Саудовскую Аравию.

Расширяется и география движения контейнерных поездов. Их становится всё больше. С начала этого года они курсируют по новым направлениям - со станции Новороссийск на станции Шувакиш, Жигулевское Море, Селятино, Сборная-Угольная, Кресты, Ростов-Товарный, а также со станции Ростов-Товарный на станцию Сборная-Угольная. Строятся контейнерные площадки, где происходит перевалка грузов.

Более удобным способом перевозки стали пользоваться производители удобрений, химикатов, зерна, растительного масла. За первый квартал этого года СКЖД отправила 130 контейнерных поездов.

География движения контейнерных поездов расширяется.
География движения контейнерных поездов расширяется. Фото: Официальный сайт РЖД

Все документы - по интернету

Пандемия ускорила развитие электронных сервисов СКЖД. Уже 85% отправок грузов оформляется дистанционно.

«Только за три месяца этого года с применением электронной подписи оформлено более полутора миллионов документов. К электронному документообороту ОАО «РЖД» в границах нашей дороги подключены 1,1 тыс. клиентов», - рассказала начальник Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Алла Сканцева.

Железная дорога также открыла сервис оперативного планирования погрузки сроком до 10 дней и поменяла программное обеспечение автоматизированной системы ЭТРАН, благодаря чему ею теперь можно пользоваться даже на мобильных устройствах. Крупные предприятия, интегрировавшие ЭТРАН в свои внутренние системы, теперь могут запрашивать информацию о дислокации вагонов и контейнеров, справки о собственниках и техническом состоянии подвижного состава.

Разгрузят, сложат или отвезут автомобилем

Грузоотправителей, которые не хотят или не могут сами заниматься логистикой, а товары им нужно отправлять разными видами транспорта, железнодорожники могут избавить от этих забот. На станции сами погрузят или разгрузят продукцию, будут хранить или оформлять товаро-транспортные накладные и отправят автомобилем на склад получателя. Всё это можно заказать по принципу «одного окна».

Для перевалки товаров на станциях строятся и оборудуются специальные площадки. На них можно устанавливать мини-элеваторы или зерновые склады.

«На грузовом дворе станции Анапа создан тыловой контейнерный терминал, - привёл пример начальник Северо-Кавказской дирекции по управлению терминально-складским комплексом Артём Кочев. - Там можно хранить порожние и гружёные контейнеры, в том числе с флекситанками для транспортировки жидких грузов, а также проводить перевалку с железнодорожного на автомобильный транспорт».

В грузовом дворе станции Сочи открыт терминал, который позволит получать и отправлять грузы в составе контейнерных поездов. А на станции Владикавказ создан логистический хаб для перевалки и хранения транзитных грузов. Они поступают туда из стран Южного Кавказа через таможенный переход Верхний Ларс на границес Грузией. Раньше эти товары перевозили на пароме Поти - Новороссийск, который больше не работает.

Некоторые вопросы решались прямо на конференции.
Некоторые вопросы решались прямо на конференции. Фото: Официальный сайт РЖД

Локомотив с холодильниками

Некоторые производственные вопросы решались прямо на конференции. Стоило главе операционной логистики минерально-химической компании «ЕвроХим» Сергею Тимофееву упомянуть о задержках с погрузкой удобрений, как заместитель генерального директора ОАО «РЖД» - начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило предложил компании поучаствовать в пилотном проекте по синхронизации задач железнодорожников и работников компании, которые организуют погрузку.

Гендиректор Ростовского морского мультимодального порта Ренат Ниазбаев выразил сомнения, сможет ли станция Заречная пропускать летом достаточное количество вагонов к новому зерновому терминалу. По его мнению, необходима дополнительная модернизация инфраструктуры. Но железнодорожники заверили, что объёмы порта станция выдержит.

Директор филиала «РЖД Логистика» в Ростове-на-Дону Петр Магдасиев рассказал, что железнодорожники запустят для группы «Ресурс» сервис по перевозке мяса птицы. Этот проект предполагает ускоренную перевозку скоропортящихся грузов одного из ведущих российских производителей и экспортеров мяса птицы из Невинномысска в порт Новороссийск, а также возвращение порожних платформ в Невинномысск по замкнутому кольцевому маршруту. Груз будет перевозиться в 50-ти рефрижераторных контейнерах. Такая транспортировка не потребует перетарки в порту, что гарантирует сохранность груза.


Точка зрения:

Президент Пятигорской торгово-промышленной палаты Лариса Карташова:

Перспективы железнодорожных перевозок - в синхронизации международных логистических систем. К сожалению, только недавно начали координировать железнодорожное строительство с транзитными потребностями других стран, включать российские железные дороги в международные транспортные коридоры.

Нам важно иметь стабильную логистику с близлежащими странами - импортёрами нашей продукции: Азербайджаном, Грузией, Ираном. Восстановление железнодорожной ветки в этих направлениях позволит реализовать преимущества железной дороги перед автомобильным транспортом, который не может обеспечить стабильную поставку грузов в зимний период из-за перехода Верхний Ларс».

Комментарий:

Директор по развитию ГК «ОТЭКО» Сергей Бадиковский:

Холдинг сотрудничает с СКЖД с 2012 года. Тогда группа начала перевалку углеводородов на базе комплекса в Таманском порту. С 2018 года мы работаем с навалочными грузами - углём, серой, коксом и т. д.

Все это время мы развиваем свои отношения с СКЖД. Чтобы снять часть нагрузки с инфраструктуры дороги, мы построили внутри порта около 200 км путей необщего пользования, на которых можем проводить те или иные операции. Кроме того, в конце 2020 года, взаимодействуя с СКЖД, мы перешли с тепловозов на электровозы. Это сокращает время поставки и увеличивает массу поездов, в то время как экологичность перевозок повышается, что для нас тоже очень важно.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах