Огромная очередь грузовых автомобилей выстроилась на двух трассах Северной Осетии в связи с закрытием пункта пропуска «Верхний Ларс» на границе России и Грузии. Подобные проблемы возникают здесь ежегодно, когда из-за непогоды для фур ограничивают движение. Но в этом году, по словам местных жителей, ситуация выглядит неординарной: многотонниками постоянно заняты две подъездные трассы на подступах к Владикавказу. Проблему изучал «АиФ-СК».
Граница на замке
По официальной информации республиканского управления МЧС, Военно-Грузинская дорога для большегрузов почти всё время закрыта, начиная с января. Легковые машины и автобусы пропускают, когда погода улучшается, а дорогу расчищают.
К 18 марта в районе пункта пропуска «Верхний Ларс» скопилось около 450 большегрузных автомобилей.
«Для водителей развернут пункт обогрева, где они могут также зарядить мобильные устройства. На участке от Владикавказа до «Верхнего Ларса» имеются три гостиницы общей вместимостью 80 человек, шесть стационарных пунктов питания на 120 посадочных мест, две АЗС и четыре места для стоянки автотранспорта общей вместимостью до 500 единиц техники», — сообщается на сайте министерства.
«Движение транспортных средств, в том числе грузового автотранспорта на автодороге Владикавказ - Нижний Ларс, граница с Республикой Грузия, в направлении выезда из Российской Федерации периодически закрывается, в основном по инициативе Грузии. Это происходит в связи с ухудшением погодных условий (осадки, сход лавин и селевых потоков и т.д.), невозможностью обеспечить безопасный проезд автотранспорта, а также по распоряжению комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности правительства РСО-А», - пояснили «АиФ-СК» в управлении ГИБДД по Северной Осетии.
По данным ведомства, сейчас на специализированных стоянках и автомобильных дорогах республики скопилось свыше 2000 единиц грузовых транзитных транспортных средств, в основном из ближнего и дальнего зарубежья.
На двух обустроенных автостоянках помещается лишь четверть этого количества машин, остальные вынуждены стоять на обочинах на Гизельском и Архонском шоссе.
Владикавказские таксисты рассказывают, что вечером 17 марта очередь от въезда во Владикавказ со стороны станицы Архонской тянулась до селения Зильги. Расстояние между населёнными пунктами - 30 км.
Кухню возят с собой
В этих многокилометровых очередях – водители из Грузии, Турции, Армении, Азербайджана и других стран. Многие уже точно не помнят, сколько именно дней они стоят на Архонском шоссе. Кто-то - неделю, а кто-то - две.
«Проснулись, увидели, что день, а какой - уже забыли. Мы потеряли счёт времени. С 9 марта мы с другом только один раз продвинулись в очереди. Это было дня три назад. Проехали пару километров», - рассказывает Тигран из Армении, транспортирующий хлопок из Волгограда.
Водители, которые работают давно и уже попадали на подъезде к Верхнему Ларсу в такую передрягу в предыдущие годы, к вынужденному простою подготовлены. У группы турецких водителей, которые перевозят чечевицу, есть даже своя мини-кухня.
17 марта полицейские и спасатели Северной Осетии поставили для застрявших на обочине шоферов придорожный душ.
«Автоцистерна вмещает две тонны воды, она нагревается и пополняется регулярно. Придорожным душем одновременно могут пользоваться два человека, а за день - более ста», - сообщают представители ведомств.
Автоцистерна будет перемещаться по трассам республики, где наблюдается большое скопление машин до тех пор, пока Военно-Грузинская дорога окончательно не откроется.
Еду оказавшиеся в ловушке люди покупают в придорожных магазинах, отправляясь туда на такси. Но в целом никаких условий для такого длительного ожидания нет. Даже на территории, прилегающей к месту стоянки, нет ни бесплатных туалетов, ни пунктов питания и медицинской помощи, ни комнат для отдыха водителей - ничего.
Последний раз Военно-Грузинскую дорогу открывали для большегрузов во второй половине дня 16 марта. Нарядам ДПС к обеду 17 марта удалось полностью освободить обочины Гизельской трассы и немного продвинуть очередь на Архонском шоссе. Но к вечеру того же дня освободившиеся места были заняты новыми большегрузами.
Пропускная способность «Верхнего Ларса» при работе в штатном режиме составляет от 300 до 500 автомобилей в сутки.
«Для восстановления движения, с учётом прибывающего автотранспорта, может потребоваться несколько дней», - уточнили в ГИБДД по РСО-А.
Пока же дорога в Грузию закрыта из-за ухудшения погоды. И прогноз неутешителен: до 21 марта в Северной Осетии синоптики обещают дождь со снегом, а на территории Грузии - замерзающий (переохлаждённый) туман и гололёд.