aif.ru counter
08.07.2019 12:08
4428

«И по 20 часов стояли». Что ждёт туристов после отмены авиарейсов в Грузию?

Приграничную зону постепенно обустраивают: возле КПП уже появились биотуалеты.
Приграничную зону постепенно обустраивают: возле КПП уже появились биотуалеты. © / пресс-служба Северо-Кавказского таможенного управления

В понедельник, восьмого июля, прекратилось авиасообщение между Россией и Грузией. Теперь у российских туристов, желающих провести отпуск в этой стране, остался один прямой путь – автомобильный, через контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс» в Северной Осетии, и до этого страдавший от многокилометровых пробок. Справятся ли там с ещё более серьёзной нагрузкой, выяснял «АиФ-СК».

Стоять лучше ночью

До восьмого июля ситуация на границе была такой: в будни можно было проехать с часовой задержкой, а в выходные – потеряв в очереди три-четыре часа.

«В майские праздники и перед Пасхой стояли и по 20 часов, - рассказывает молодой человек, торгующий горячими напитками у дороги, ведущей в Грузию. – Летом наплыв туристов начинается в июле, когда люди массово едут в отпуск. Лучше всего становиться в очередь ночью, пока не жарко. К трём часам попадёте на таможню и к семи утра пройдёте контроль».

По словам торговца, получить разрешение на установку ларька вдоль дороги очень сложно, поэтому он продаёт чай и кофе с машины, как и большинство других предприимчивых жителей республики.

«Единственный туалет – перед пунктом пропуска. Те, кто стоят в пятикилометровой пробке, просто ходят в кусты, - говорит молодой человек.  – Магазинов тоже не хватает».

Ночной звонок

Барият Муртазалиева работает в турагентстве, организующем отдых в Грузии. В прошлом году свой отпуск там провели 1,7 млн россиян. Признаётся, что в разгар сезона складывается ощущение, что российские таможенники специально затягивают проверки на границе, чтобы люди, испугавшись пробок, ехали отдыхать на российские курорты.

«На майские праздники так и было. Некоторые, отстояв в очереди 10-12 часов, разворачивались и уезжали, - говорит она. – Однажды я ехала в Грузию с 20-летней сестрой, пограничники в три часа ночи позвонили моей маме с вопросом, знает ли она, что дочка едет за границу. «Допрос» шёл полтора часа. Спасибо, что маршрутка нас дождалась, а не бросила на таможне».

Поток вырос в разы

МАПП «Верхний Ларс» открылся после реконструкции в 2010 году, но его пропускная способность не рассчитана на нынешний поток туристов. «Проектная пропускная способность - 170 единиц грузового, 200 единиц легкового транспорта и 30 автобусов, а также 4000 человек в сутки, - пояснили в пресс-службе Северо-Осетинской таможни. - Эти показатели многократно превышаются. В среднем за сутки границу пересекают 10 тыс. человек, 2000 легковых и свыше 300 грузовых автомобилей».

В летний сезон в приоритетном порядке таможня пропускает легковые машины и автобусы, поэтому грузовики стоят в очереди ещё дольше. Многие из них едут транзитом в Армению и обратно. Для страны-союзника России это единственная сухопутная трасса на север. Инфраструктуру вдоль дороги местные власти потихоньку совершенствуют.

«На 22-м и 24-м километрах Военно-Грузинской дороги работают несколько кафе с хорошими санитарно-гигиеническими условиями, есть также комната матери и ребёнка, - сообщили на таможне. - В одном из зданий есть круглосуточный медицинский кабинет. В этом году расширили зону между российским и грузинским пунктами пропуска. На нейтральной территории появились места отдыха с солнцезащитным навесом, биотуалетами, мусорными контейнерами и разметкой пешеходных зон».

На вопрос, почему грузинский пост туристы проходят обычно быстрее, чем российский, в пресс-службе ведомства ответили: «Россия и Грузия представляют разный интерес для основных угроз современности, главная из которых – терроризм».

Есть ли выход?

Таможенники уверяют, что сделали всё, чтобы сократить очереди: в прошлом году вместе с пограничниками  установили дополнительные кабины паспортного контроля, добавили новые полосы для транспорта, в пиковые нагрузки усиливают ряды прикомандированными сотрудниками. Против взяточничества работает «телефон доверия». В прошлом году на него поступило девять сообщений, в этом году – шесть. Все сигналы, в том числе анонимные, проверяются, но к ответственности пока никого не привлекли.

А чтобы предприимчивые автомобилисты не объезжали пробку, таможня планирует ввести удалённое бронирование в электронной очереди по интернету, чтобы машины подъезжали к пункту таможенно-пограничного контроля в назначенное время. Такая система уже действует в Бресте.

Между тем
У проблемы пробок на КПП есть и другое решение. Ещё в 2011 году Россия и Грузия подписали соглашение о механизмах таможенного администрирования и мониторинга товаров, по которому страны собираются наладить движение транспорта через Абхазию и Южную Осетию под контролем нейтральной швейцарской компании. Железная дорога через Абхазию работала до 1990-х годов, а Транскам через Южную Осетию – до вооружённого конфликта с Грузией в 2008 году. «Если бы грузовой поток шёл по Транскаму через Рокский тоннель, современный, оснащённый, оборудованный вытяжкой, «Верхний Ларс» можно было бы разгрузить», - говорит представитель осетинского отделения Ассоциации международных автоперевозчиков Сергей Тасоев. – Но политического решения, насколько я знаю, пока нет». Антироссийский митинг в Тбилиси, который и привёл к прекращению авиасообщения, вероятно, отодвинул эту перспективу в ещё более далёкое будущее.

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество