Примерное время чтения: 7 минут

«Варвары уничтожают наследие». Что мешает археологам на Северном Кавказе?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ-СК 14/08/2019
На раскопках городища Калаж Субботин нашёл остатки десяти древних построек.
На раскопках городища Калаж Субботин нашёл остатки десяти древних построек. АНО "Алашара"

Андрей Субботин - специалист по курганам, в том числе по северокавказским. О специфике работы в СКФО, методах борьбы с чёрными археологами и псевдонаукой  - в интервью учёного «АиФ-СК».

Несметное количество памятников

Ислам Текеев, «АиФ-Северный Кавказ»: Чем интересен для археологов Северный Кавказ и когда его наследие начали серьёзно изучать?

Андрей Субботин: Интенсивное исследование началось ещё в середине XIX века. Однако отдельные путешественники посещали его и писали о своих впечатлениях и в XVIII веке.

Досье
Андрей Субботин. Родился 22 июля 1950 года. В 1972 году окончил исторический факультет Ленинградского госуниверситета. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела археологии Центральной Азии и Кавказа Института истории материальной культуры РАН.

Северный Кавказ во все времена был своеобразной проходной дорогой, через перевалы с Черноморского побережья.

Регион осваивали и мирным, и вооружённым путём. По мнению некоторых исследователей, именно по территории Северного Кавказа, в том числе по современной Карачаево-Черкесии, проходило одно из ответвлений Великого Шёлкового пути. Я считаю, что это вполне возможно.

В 1950-х годах ленинградский специалист по палеолиту Василий Любин нашёл на берегу реки Овечки в Карачаево-Черкесии каменное орудие, принадлежавшее человеку, жившему 20-30 тысяч лет назад.

- Андрей Викторович, когда вы впервые побывали здесь с экспедицией?

- В конце 1990-х годов. Коллега из института рассказал, что в Карачаево-Черкесии много археологических памятников. Мне удалось добиться финансирования экспедиции через депутата Госдумы, и два года нам выделяли по 200 тыс. рублей. Мы поехали в Усть-Джегутинский район. Полностью обследовать его за два года не успели, но сделали карту, на которую нанесли 300 памятников. Это примерно треть наследия, которое там расположено. В основном это были курганные группы. Некоторые из них насчитывали до 50 курганов.

Всего в Карачаево-Черкесии, по моим скромным подсчётам, наберётся около 10 тыс. археологических памятников. За один принимают и отдельный курган, и курганную группу. Чтобы сосчитать точное количество, понадобятся миллионы рублей на разведку и обследования.

Проще разрушить, чем обследовать

- Какое впечатление произвёл на вас Северо-Кавказский регион? С какими сложностями столкнулись?

- В Карачаево-Черкесию я сразу влюбился. Она очень богата в археологическом плане, здесь безумно интересные памятники - древние городища, города и курганы, крепости.

Сложность только одна: некоторым руководителям, как чиновникам, так и бизнесменам не до археологии. А инвесторы, которые дают деньги, почему-то решают, что они знают, сколько это стоит. Смету работ может сосчитать только археолог, знающий их цену. Нам же предлагают делать всё за полцены, а это будет откровенная халтура. На Северном Кавказе такое встречается часто. Бывало, что заказчики пропадали, увидев нашу смету, и предпочитали разрушить курганы, чем платить за их обследование и раскопку. Однажды сровняли с землёй восемь курганов. Хотя я должен был в течение года-двух разведать их, а потом раскопать. Понятно, что это задержало бы стройку.

- Оформление разрешений на разведку и раскопки занимает не одну неделю. Мешает ли это вам?

- Это решается просто. Поскольку я давно работаю на Кавказе, у меня есть ежегодная лицензия. А когда договариваешься с людьми, заинтересованными в конкретной археологической работе, выдаётся «открытый лист». У меня в этом году два таких листа: на городище Калаж в КЧР и на строительстве межпоселковых газопроводов в КЧР, КБР и Дагестане. Выехать на работу без такого листа археолог не может. Оформляется он в течение месяца, и это нормально. Просто часто заказчики этого не знают и начинают шевелиться за две недели до сдачи объекта.

- Как часто удаётся находить что-то совершенно новое, что позволяет пролить свет на вопросы, над которыми учёные бились, может быть, столетиями?

- Почти все раскопки приносят новый материал, который добавляет страничку в утраченную книгу истории. Та же Карачаево-Черкесия настолько богата памятниками, что открытия встречаются на каждом шагу.

- Вот только умеем ли мы хранить наследие предков? Мы не раз писали об утрате тех или иных исторических объектов.

- Да, в Карачаево-Черкесии очень активно осваивают земли и каждый год губят археологические памятники. Между прочим, именно здесь находятся самые древние христианские храмы России: Сентинский, Шоанинский и три Зеленчукских в Нижнем Архызе. Они датируются X веком. На территории Архыза располагалась митрополия. По мнению ряда исследователей, там был центр распространения христианства.

Шоанинский и Сентинский храмы сейчас в жутком состоянии. «Нижне-Архызские подлечили», конечно, но варварски. Срезали на рубеже XIX и XX веков очень древние фрески по инициативе церковных деятелей, решивших обновить храмы. Жалкие остатки этих фресок можно увидеть в Сентинском храме. Мне хочется плакать, когда я вижу эти изображения, исчёрканные современными варварами, гибнущие прямо на глазах.

- Что изменилось за последние 20 лет в вашей работе в целом и на Северном Кавказе в частности?

- Изменилось только одно. Пользуясь тем, что археологов не так и много, на Северном Кавказе не прекращается, а может, даже и увеличивается грабёж памятников. Число «чёрных» археологов просто катастрофическое. Если бы легальных раскопок было больше, они просто побоялись бы появляться на объектах исторического наследия.

- Приходилось вам лично сталкиваться с «чёрными» археологами? Какой вред они наносят?

- Грабят памятники повально. Часто видишь место, где несколько лет назад стоял курган. А там уже покопались варвары. Они не стесняются и продают награбленное на рынках. Не сомневаюсь, что у них есть нужные связи, и артефакты, которым, образно говоря, Эрмитаж позавидует, уходят за границу.

Один борец за сохранение археологии мне рассказывал, как застал на месте грабителей, а в ответ на него направили ствол.

Под защиту ЮНЕСКО

- Как можно бороться с «чёрными» копателями?

- Надо внушать властям, что археология обязательно должна существовать на Северном Кавказе. Надо находить деньги на научные работы, водить школьников в музеи, больше рассказывать им об истории Древнего мира, привозить студентов на практику. Надо ловить на месте преступления и показательно наказывать «чёрных» археологов, организовать пару-тройку судов над ними.

Благодаря распоряжению президента страны Владимира Путина я получил предварительное финансирование, чтобы ускорить внесение памятников под защиту ЮНЕСКО. Она защищает объекты исключительной культурной ценности. В нашей стране их немного, и я считаю, что храмы в Нижнем Архызе к ним вполне можно отнести. Подготовка документации для номинационного досье ЮНЕСКО обойдётся не в один десяток миллионов рублей.

- В июне вы в очередной раз приезжали в Карачаево-Черкесию. Для чего?

- В этом году я замечательно поработал на древнем городище Калаж в Малокарачаевском районе КЧР. Моей задачей было сделать так, чтобы эту крепость больше никто никогда не трогал, чтобы её включили в реестр особо ценных археологических объектов. Мне уже зарисовали найденную там керамику. Буду писать отчёт. Руководитель АНО «Алашара» Мусса Экзеков пообещал найти на следующий год финансирование и пригласить меня исследовать ещё нескольких крепостей поблизости Калажа.

- Нередко в интернете встречаются сенсационные заявления об обнаруженных археологами скелетах огромных людей и других невероятных находках. Как вы реагируете на подобные фейки?

- Это дискредитация науки. Нет более материалистичных людей, чем археологи. Все сенсационные заявления о скелетах огромных людей, космических пришельцах, йети, Бермудском треугольнике, подземных лабиринтах - полная ерунда. Это жареные факты, которые не получили подтверждения ни на одних раскопках.

Чтобы защитить от таких псевдонаучных «открытий», надо людей просвещать. На это понадобятся годы.