Метеорит или спутник Илона Маска? Учёные спорят о вспышке над Ставрополем

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ-СК 03/06/2020
Неопознанный объект в небе над Ставрополем вспыхнул и исчез
Неопознанный объект в небе над Ставрополем вспыхнул и исчез Кадр из видео

Видеорегистратор одного из ставропольских водителей запечатлел пролетевший по небу светящийся объект, который через пару мгновений взорвался в атмосфере. На записи другого очевидца можно разглядеть зелёный хвост. «АиФ-СК» спросил экспертов, что это было.

«Отправить на РЕН-ТВ»

27 мая в 20:30 Дмитрий Метельский ехал по Юго-Западному обходу в Ставрополе, когда над микрорайоном «Перспективный» пролетело нечто, похожее на метеорит. Яркий объект быстро летел к земле и после вспышки, на доли секунды озарившей небо, исчез. Никаких посторонних звуков в этот момент очевидец не слышал.

В машине был включён видеорегистратор, так что молодой человек сразу выложил кадры на странице популярного городского сообщества. Под постом развернулась дискуссия. Многие, правда, больше интересовались не странным небесным явлением, а моделью записывающего прибора.

«Нужно срочно на РЕН ТВ отправить», – советовали автору в комментариях.

Некоторые подписчики каблика усомнились в документальности видеоролика, но, как выяснилось, Метельский оказался не единственным обладателем таких кадров, нашлись и другие очевидцы.

«Я ехал из Михайловска, и отчётливо видно было зелёную полосу на небе и вспышку», – написал Павел Акименко.

А Алексей Зеленский опубликовал своё видео, которое, вероятно, было снято на въезде в город со стороны Сенгилеевского водохранилища.

Не комета и не ракета

Мнения разделились: одни предположили, что на видео попала комета, которую якобы можно было наблюдать в Геленджике 27 мая, другие – последствия неудачного запуска ракеты SpaceX. Но запуск очередного корабля Илона Маска перенесли на 30 мая, а кометы над Ставрополем, по словам астрономов, в ту ночь не должны были пролетать.

«Никаких необычных метеорологических явлений в Ставрополе в прошедшие сутки не ожидалось и не фиксировалось, – рассказала ведущий синоптик краевого Гидрометцентра Светлана Соловьёва. – Да и не бывает метеорологических явлений, похожих на падение метеорита. Разве что в ясную и безветренную погоду звёзды кажутся ярче, но этой ночью было довольно ветрено».

«Судя по видео, это мог быть болид – довольно крупный метеорит, – рассказала доцент кафедры общей и теоретической физики СКФУ Галина Топильская. – Скорее всего, он взорвался в атмосфере, потому что никаких разрушений не причинил. Возможно, даже осколков не осталось. Впрочем, если их кто и обнаружит, это будут местные жители, и, вероятно, они захотят их продать или пожертвовать для науки».

По словам учёной, в Ставрополе нет исследователей, изучающих метеориты. Нет их и в соседних регионах. В Карачаево-Черкесии находится большой телескоп, но с его помощью изучают физику звёзд и далёкие галактики, а не падающих на Землю «пришельцев».

«Падение болида – довольно редкое явление, такое в нашем регионе бывает раз в пять-десять лет. Мелкие метеориты могут падать чаще, почти каждый день, но замечают их гораздо реже», – объяснила Галина Топильская.

Астрофизик зеленчукской обсерватории, доктор физико-математических наук Николай Тихонов согласен с коллегой из Ставрополя, но предлагает и альтернативную точку зрения.

«Илон Маск запускает по 60 спутников в месяц, и очевидцы часто принимают их за метеориты, – рассказал Николай Тихонов. – Когда метеорит падает поблизости, обычно слышны звуки, похожие на гром. Чтобы определить, откуда он летел и куда упал, опрашивают очевидцев из разных районов, и с их помощью составляют траекторию полёта».

Справка

Комета – небесное тело, вращающееся вокруг Солнца. Когда комета приближается к Солнцу, можно увидеть её светящийся «хвост» из пыли и газа. Учёные наблюдают за кометами веками и научились рассчитывать, когда с Земли будет видно какую-нибудь из них.

Метеорит – космическое тело размером до 30 метров в диаметре. Более крупные называют астероидами.

Метеор – явление, которое можно наблюдать при сгорании в земной атмосфере небольшого осколка кометы или астероида. Крупные и яркие метеоры относят к болидам.