Примерное время чтения: 8 минут
1014

Стандарт «хромает». Почему школы не готовы принять детей-инвалидов

АиФ-СК №45 09/11/2016
Александра Горбунова / АиФ

Еще 1 сентября вступил в силу новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), обязывающий обучать ребят-инвалидов в обычных средних школах. Родители ребёнка с ограниченными возможностями теперь могут подать в суд на учебное заведение, если их чадо не примут. Даже если у него серьёзные проблемы с интеллектом. При этом ребёнок может посещать все уроки или лишь некоторые из них. Но все ли учебные заведения к этому готовы? Увы, нет.

О тьюторах не слышали

Если первая проблема - практически полное отсутствие безбарьерной среды в большинстве школ - лежит на поверхности, то есть и масса других, менее очевидных. Так, за дополнительную нагрузку учителям никаких доплат им не полагается. При этом с каждым учеником-инвалидом педагог обязан работать по индивидуальному плану.

Справка
По данным минобразования Ставрополья, первого сентября обучаться по новым стандартам начали более 750 маленьких инвалидов – в 85 первых классах края. Всего же в средних школах Ставрополья – 4,5 тысячи детей-инвалидов. Это 3,3% от общего количества школьников. Ещё более 1,8 тысячи ребят, имеющих серьёзные проблемы со здоровьем, получают среднее образование индивидуально. Как видим, говорить об инклюзии пока не приходится. Лишь в 123 средних школах края создана безбарьерная среда, то есть имеются пандусы, лифты, кабинеты с широкими дверями и т.д. Это всего 20%.

«В этом учебном году преподаю в первом классе, - рассказывает учительница начальной школы из города Ипатово Римма Игнатьева. – Среди моих учеников – девочка с инвалидностью. К счастью, она очень способная, проблем с ней нет. А вот в прошлом году в четвертом классе нашей школы учился мальчик, который не усваивал материал и вёл себя агрессивно. В итоге ребёнка оставили на второй год, теперь он учится индивидуально и на дому». 

По мнению Риммы Владимировны, с введением нового ФГОСа власти поторопились. Курсы повышения квалификации для педагогов, обучающих «особенных» детей, начали проводить лишь с недавнего времени, а о тьюторах, которые призваны сопровождать учеников во время занятий, во многих школах ещё даже и не слышали.

Между тем по новому стандарту эти специалисты должны быть в каждой школе, а для их занятий с «особенными» детьми предусмотрены дополнительные часы. На 6-12 учеников с инвалидностью по нормативам – один учитель-логопед, на шесть ребят – тьютор, на 20 – педагог-психолог. 

Но, по данным краевого минобразования, в школах дефицит именно таких специалистов. По сравнению с 2014 годом, на 3,5% сократилось число учителей-логопедов, на 4,1% – социальных педагогов, на 1% – педагогов-психологов.

Специалисты «сбегают» от низких окладов: по данным статистики, их средняя зарплата не превышает 21 тысячу рублей.

Быть как все

Тем не менее становится всё больше средних учебных заведений, в которых «особенным» ребятам комфортно. «АиФ-СК» уже рассказывал об успешном опыте инклюзивного образования в школе №9 Ставрополя. В этом году в один из вторых классов поступили сразу два ребёнка-колясочника: Лёша Кочубеев и Миша Павленко. Мальчики посещали один детсад, затем вместе учились в первом классе одной из школ Ставрополя, а в новом учебном году так же дружно перешли в школу № 9.

«Лёшу без проблем приняли в первый класс, но учиться ему пришлось дома: учебное заведение оказалось не приспособленным для детей-инвалидов, - рассказывает мама мальчика Ольга Кочубеева. – А вот в школе №9 – все условия для таких ребят. Сын и дома занимается с приходящей учительницей, и школу посещает, правда, лишь некоторые уроки. Тот факт, что письмо ему почти не даётся, учителей не раздражает. Сын осваивает школьную программу устно. Сейчас учится печатать на компьютере».

Миша Павленко тоже посещает не все уроки. Пишет печатными буквами.

И мальчикам, и их мамам в школе комфортно. Есть отдельный вход для колясочников, в кабинетах – широкие двери. Отсутствие лифта – не помеха: все занятия для «особенных» учеников проходят на первом этаже. Есть специальный автомобиль для маленьких инвалидов.

Но главное – правильное отношение учителей и обычных детей к особенным. В учебном заведении постоянно проводят «недели доброты»,к которым привлекают общественные организации инвалидов.

Справка
Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе.
«Всех учеников этой школы с первого класса приучают к мысли, что инвалиды – ничем не хуже остальных ребят, - продолжает Ольга. – Поэтому Лёшу и Мишу никто не обижает».

Первого сентября на окраине Ставрополя открылась ещё одна «безбарьерная» школа – №43. Бок о бок с обычными ребятами в ней учатся и дети с ограниченными возможностями. С нового учебного года её посещает пятиклассница Полина Аржановская, о которой «АиФ-СК» тоже уже писал.

«Новая школа - недалеко от нашего дома, поэтому перевели дочь сюда, - рассказывает Татьяна, мама Полины. – В классе к дочери относятся очень хорошо, скажу даже больше: дети соперничают за возможность сидеть с ней рядом».

В новой школе так же, как и в предыдущей, №9, Татьяна работает тьютором и сопровождает свою дочь на всех уроках.

«У каждого ребёнка-колясочника, обучающегося в «обычной» школе, должен быть персональный помощник», - считает мама Полины.

Комментарий

Руководитель краевой общественной организации инвалидов «Вольница» Анна Ковалева:

«Новые образовательные стандарты для детей­-инвалидов хорошо проработаны, но проблема – в их реализации на практике. В одной из школ края ученики затравили одноклассника со слуховым аппаратом. Ни детей, ни их родителей не подготовили к тому, что в классе будет учиться ребёнок с инвалидностью. А ведь учительница должна была предварительно побеседовать с учениками на эту тему.

Мне жаловались и на врачей из медицинских комиссий, шантажировавших родителей. Допуск в обычные школы обещали дать ребёнку-­инвалиду только после того, как мамы и папы оформят отказ от инвалидности.

Но главное – к работе с такими ребятами не готовы учителя. Как за границей? Там тьютор специально сидит на уроке рядом с маленьким инвалидом и на ушко объясняет ему предмет вслед за учителем. Или занимается с ним отдельно. Но в регионах России тьюторов почти нет.

Увы, нас, общественников, редко привлекают к решению таких проблем.

И всё-­таки подвижки к лучшему появились. Много новых образовательных программ – в коррекционной школе №33 г.Ставрополя. С нового года ребят, которые занимаются индивидуально, будет возить в школу школьный автобус».

Точка зрения

Специалист центра инклюзивного образования СКФУ, кандидат социологических наук Анна Дарган:

«Инклюзивное образование нужно начинать с детского сада, а затем продолжать в школе. Но, по моим данным, сегодня в нашем крае всего несколько десятков групп в детских садах, в которых совместно занимаются здоровые и больные дети. А на государственном уровне, говоря об инклюзии, имеют в виду только школы.

Есть и коррекционные детские сады для маленьких инвалидов. Эти ребятишки «варятся в своём соку». А здоровые дети растут и воспитываются отдельно ­ в «обычных» детсадах. Неудивительно, что, попадая в школу, дети­-инвалиды зачастую становятся жертвами насмешек со стороны здоровых сверстников».

Официально

Замминистра образования Ставрополья Диана Рудьева:

«Чтобы внедрять новые стандарты для учеников-­инвалидов, мы начали поэтапную подготовку педагогических работников. На начало этого года в крае повысили свою квалификацию 250 специалистов. К концу года обучим ещё 150.

Кстати, по новому ФГОСу теперь будут учиться и воспитанники двух интернатов для детей с умственной отсталостью – ипатовского и дербетовского. Обучение детей, имеющих трудности с освоением учебной программы, невозможно без эффективного психолого­-педагогического и медико­-социального сопровождения. С этой целью мы открыли в этом году два новых психологических центра ­ при пятигорском и нефтекумском детдомах. Всего таких центров – 7. С малышами, имеющими инвалидность, в Ставрополе, Михайловске и с. Летняя Ставка уже несколько лет работают специальные центры – лекотеки.

Что необходимо для того, чтобы ребёнок-­инвалид получил возможность обучаться в обычной средней школе? Для этого нужно обратиться в региональную медико­-педагогическую комиссию».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах