Примерное время чтения: 6 минут
591

Шедевр без спецэффектов. Фотограф о съемках, власти и благотворительности

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-СК №5 31/01/2018
Фотограф пользуется объективом ХIХ века.
Фотограф пользуется объективом ХIХ века. / Алексей Заморкин / Из личного архива

Информативность важнее качества

Елена Панкова, «АиФ-СК»: В прошлом году по вашей инициативе в Ставрополе родился проект «Народная топонимика».

Алексей Заморкин: Народная топонимика, то есть неофициальные названия разных мест, позволяет лучше узнать историю города. Многие из них появились ещё в ХIХ веке.

– Работая по этому проекту, вы не только собрали массу сведений, но и привлекли к нему студентов журфака, которым преподаёте фотодело. Часто даёте студентам необычные задания?

– Современные камеры позволяют делать хорошие технические снимки, даже если фотографирует любитель. А в журналистике сейчас востребованнее информативность, нежели «глубина» кадра.

Поэтому для меня сегодня важнее развить у будущих репортёров творческие способности, чем долго и нудно рассказывать им о теории. Сделать снимки по «Народной топонимике» - одно из моих многочисленных заданий.

20 лет спустя

– Вы инициатор ещё одного проекта, цель которого - помощь инвалидам. И в нём тоже участвуют ваши подопечные.

– Я организовал фотопроект «Хочу быть». Как-то посмотрел фильм о слепом мужчине, который научился фотографировать. И захотел помочь таким же инвалидам в Ставрополе.

Ведь многие из них - творческие люди. Физически немощные, они сильны духом и очень хотят творчески реализоваться.

Освоить фотодело захотели многие инвалиды. Причём слепым был лишь один мой ученик. А будущие журналисты мне помогли. Все участники проекта получили от него огромное удовольствие!

– Вы - в списке почётных меценатов Ставропольского краеведческого музея-заповедника, потому что бесплатно переводите архивы на электронные носители.

– Для этого музея оцифровку делаю бесплатно. А в Ставропольском краевом музее изоискусств занимаюсь этим за скромную плату. В прошлом году там открылся музей казаков-некрасовцев. В нём много и моих новых фотографий этих людей, и тех, которые я сделал лет 20 назад. Грустно об этом говорить, но мало осталось людей, которые приехали на Ставрополье из Турции. А с ними уходят и уникальные традиции.

Те, кто в начале 60-х сюда перебрался, вынуждены были скрывать, что крестят детей, и многое другое. Одна из некрасовских казачек рассказала мне, что у них принято креститься перед тем, как что-то съесть или выпить.

Мэтр в течение долгих лет фотографирует некрасовских казаков. Фото: Из личного архива/ Алексей Заморкин

Когда она училась в школе, делала вид, что чешется, а сама потихоньку крестилась. Учителя обеспокоились, что это дети так часто почёсываются… (Смеётся.)

А если серьёзно, жаль, если культуру некрасовцев не удастся сохранить. Ведь у них даже пение особенное! Так называемое крюковое, при котором вместо нот используют древние значки. 

Передать восприятие 

– Вы 10 лет работали в пресс-службе губернатора. Работа фотографа во властных структурах имеет свои особенности?

Досье
Алексей Заморкин. Родился в Краснодаре. Окончил журфак Ставропольского госуниверситета. Призёр многочисленных международных и российских фотовыставок. Снимок «Сказочник», отмеченный в 1991 году на Международном фотосалоне в Японии, опубликовали в «АиФ».
– В нулевые меня пригласил фотографом в свою пресс-службу тогдашний губернатор края Александр Черногоров. А фотограф в пресс-службе руководителя края – это чистый пиарщик. Давать какие-то политические оценки не хочу. Но я укрепился во мнении, что власть людей портит.

– Чем фотохудожник отличается от обычного репортёра, снимающего, скажем, для газеты? 

- В первую очередь тем, что пытается передать своё внутреннее восприятие, а не только запечатлеть картинку.

– Сейчас вы создаёте работы, напоминающие панорамные открытки. Что это за техника?

– Недавно я пережил творческий кризис. Показалось вдруг, что все эти годы занимался не тем.И решил создавать пикториальные картинки. Для этого используется приём, сближающий фотографию с живописью. Но создавать такие снимки трудно. Нужно соединить в мыслях воображаемый объект и реальный. Отказаться от цифровых спецэффектов. И нужны специальный фотоаппарат и объектив, изготовленный в ХIХ веке. Достать всё это трудно, но можно. Я заказывал в интернет-магазинах.

Снимок, отмеченыый в 1991 году на Международном фотосалоне в Японии. Фото: Из личного архива/ Алексей Заморкин

Вы часто устраиваете персональные выставки. Что вам всё это даёт?

– Творческие встречи очень важны! Это как чтение книги, в которой ищешь подтверждение своим мыслям, благодаря которой учишься чётче их формулировать.

– Вы - заядлый путешественник, объехали весь мир. Ваши ученики рассказывают, что получили от вас немало дельных советов по так называемому туристическому фотографированию.

Я рассказываю ребятам в том числе и о туристической фотографии. А попутно даю советы, как максимально удешевить путешествие. Лично я давно отказался от услуг турагентств и всем другим советую это сделать. Исключение - первое путешествие за границу. «Прошерстите» Интернет. Там вы найдёте массу сайтов, благодаря которым сможете купить дешёвые авиабилеты и забронировать недорогие гостиницы.

– Правда, что везде путешествуете с любимой собакой?

– Со своим ротвейлером я разъезжаю по России на автомобиле. За границу его не беру. Это очень дорого! (Смеётся.) Если хотите, собака - это мой ангел-хранитель.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах