Примерное время чтения: 7 минут
582

Разброд и вечные обиды. Почему казаки часто оказываются в центре скандалов

АиФ-СК №24 10/06/2015

Досье
Владимир Бутенко. Родился в 1952 году в хуторе Дарьевка Ростовской области в семье сельских учителей. Закончил Ставропольский мединститут. Много лет работал врачом. Автор 18 книг. Исполнитель песен собственного сочинения. Главный редактор альманаха «Литературное Ставрополье». Женат. Есть взрослая дочь, внук.
Одной из главных новостей последней недели стало задержание казачьего атамана Юрия Чурекова на Ставрополье. Сообщается, что в багажнике автомобиля обнаружили автоматы и гранаты. По данным правоохранителей, известный своими радикальными идеями казак вёз оружие и боеприпасы с Восточной Украины.

О том, почему ставропольское казачество часто оказывается в центре скандалов, мы беседуем с потомственным казаком, писателем Владимиром Бутенко.

Вечная беда – разобщённость

Марина Тимченко, «АиФ-СК»: Вы были одним из инициаторов возрождения казачества на Ставрополье. Тогда, наверное, как-то по-другому виделась перспектива?

Владимир Бутенко: Тот порыв был очень хорош, но было в нём что-то стихийное, бунтарское, движение романтиков, хотя лозунги во многом были политические. Если помните, Ельцин в своё время издал указ о компенсациях всем репрессированным народам. И все их получили, за исключением казачества.

Нашему первому атаману Петру Федосову стоило огромного труда собрать ставропольское казачье войско. Но потом произошёл раскол. И в этом вечная беда. Постоянно идут интриги, борьба за власть, за чины. Перефразируя Станиславского, я всегда говорю: надо любить казачью идею в себе, а не себя в казачестве. Не то важно, какие погоны ты носишь на плечах, а то, насколько ты образован, насколько верен своей земле.

Увы, большинству казаков до осознания себя в казачестве было далеко. Как-то у нас в Ставрополе проходил большой круг. И я своими ушами слышал разговор двух участников: один другому хвастливо доказывал, что и французы, и англичане, и немцы произошли от казаков. Это не просто глупость, это глупость с каким-то великодержавным чувством превосходства над другими. В последнее время таких людей всё меньше. В Ставрополе сейчас много тех, кто понимает, что казачество не может быть просто вольным обществом, которое болтается само по себе. Разброд, вечные обиды ни к чему хорошему не приводят. Мне кажется, настала пора приказом на высшем государственном уровне подчинить всё казачество одной структуре. Вот тогда можно будет говорить о возрождении казачества.

– Юрий Чуреков возглавляет «Кавказскую казачью линию» – одну из альтернативных казачьих организаций. История с его задержанием вызвала большой резонанс. Зачем казакам оружие?

– Давать оценку действиям Чурекова – задача правоохранителей. Но лично для меня этот факт очень неприятен: ставропольское казачество в очередной раз «засветилось» на всю страну с негативной стороны.

Вопрос о том, чтобы казакам выдали оружие, поднимался ещё в 90-е годы, когда на Кавказе было жуткое напряжение, теракты шли один за другим. Не думаю, что у кого-то сейчас есть экстремистские идеи в голове. Более того, все, кого я знаю, заинтересованы в мире, дружеских отношениях со всеми регионами Северного Кавказа.

Учиться у кубанцев

– Между тем некоторые эксперты утверждают, что сейчас прямой диалог власти и казачества потерян. Согласны ли вы с этим?

– Думаю, это мнение имеет под собой почву. Казачество постоянно требует одного – компенсацию за репрессии, признания, что гонения были незаконными. Выселяли ведь целыми станицами. Я об этом рассказываю в своей книге «Казачий алтарь». Репрессии 30-х годов наложили тяжёлый отпечаток на дальнейшую судьбу казачества. У нас в хуторе Дарьевка на отшибе жил дед Куприян. Отзывались о нём нехорошо, да и он людей чурался. Оказалось, сын был полицаем и, когда немцы отступали, ушёл с ними. Много было недомолвок. И когда в конце 80-х открыли архивы, я приступил к работе над романом. На его подготовку у меня ушло 15 лет. Постарался рассказать правду. Казаки доблестно сражались на фронтах Великой Отечественной, отдавали жизни за Родину. Но и те 80 тысяч, которые после расстрелов, ссылок, огромной обиды, которую нанесла им новая власть, поверили обещаниям гитлеровцев возродить независимую Донскую казачью республику и ушли с родных мест вместе с немецкими войсками, никуда не денешь.

Но героических страниц было, конечно, больше. И не только в Великой Отечественной. Одна их них – битва с турками в 1774 году на реке Калалы. Это в Красногвардейском районе. Только в этом году о ней «вспомнили» и решили увековечить подвиг казаков мемориальным комплексом. До этого – тишина.

Конечно, хотелось бы, чтобы власти на местах уделяли казачеству больше внимания. Мне кажется, нам надо изучать и развивать опыт кубанцев и донцов, учиться у них.

– Казачество в этих регионах более гармонично развивается. Чего нам не хватает?

– Исторических корней. На Дону и на Кубани в станицах, хуторах много потомков казаков. А Ставропольская губерния всегда была в первую очередь крестьянским краем. Там, где корни покрепче – Георгиевск, Новопавловск – там и общества казачьи более деятельные. Очень многое зависит от атамана. Вот маленький пример. Предложил атаману одной из наших станиц приехать с концертом, организовать творческую встречу с местными казаками. Он отказался: дескать, есть свои артисты. То есть человек не хочет ничего видеть дальше станичной околицы, как он может ощутить себя частицей большого войска, страны? Вот эта обособленность, как говорят на Ставрополье, – кугутство, жутко мешает и вредит консолидации казачьих сил.

А сколько атаманов за последние 20 лет привлекли к уголовной ответственности! Огромное количество! Многие ведь туда шли, чтобы только нагреть руки. И эти люди запятнали не только себя. Нанесли большой вред всему движению. Настоящие казаки всегда держались правила: душу – богу, сердце – людям, честь – никому. А эти начинали с того, что продавали свою честь. Поэтому и интерес к казачеству лет восемь назад резко упал.

В Год литературы не до литературы

– Но в последнее время, мне кажется, власти стараются этот интерес возродить. Открывают в школах казачьи классы, к примеру...

– Недавно был в школе № 11 Ставрополя, встречался как раз с таким классом.

У нас сейчас и казачьи кадетские училища есть, проводятся казачьи игры, фестивали. Край усиливает линию поддержки культуры казачьей.

– Но не ведёт ли выделение таких классов в обычной школе к разобщению ребят?

– Нет, это, наоборот, сплачивает. Чему там учат? Дружбе, порядочности, любви к земле, к родине.

В школе села Московского рассказывал ученикам об истории их села. План построения крепостей Азово-Моздокской линии, одну из которых назвали Московской, подписывала сама Екатерина Великая. Для подростка очень важно осознавать себя не оторванным листком, летящим по ветру, а частью чего-то большого с историческими и культурными корнями, человеком, которому есть чем гордиться.

– Эту воспитательную задачу всегда успешно решала и литература. Вы, как человек, активно пишущий о казачестве, чувствуете ли внимание к этому потенциалу хотя бы в Год литературы?

– С воздействием книги не может сравниться ни один другой источник информации. Художественная литература формирует характер человека через прожитие ситуаций, поступков. В Год литературы, конечно, хотелось бы активнее встречаться со школьниками. Я обзвонил писателей, люди согласны. Вы думаете, директора школ пошли нам навстречу? Тех, кто заинтересовался нашими предложениями, – по пальцем пересчитать! Надеемся, что после летних каникул получится вернуться к этому вопросу.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах