Закон, разрешающий мужчинам иметь до четырёх жён в соответствии с нормами ислама, был подписан первым президентом Ингушетии Русланом Аушевым 20 лет назад. Верховный Суд РФ отменил этот закон уже через год, но многожёнство на Кавказе существовало задолго до попытки легализовать его и существует до сих пор. Кто и по каким причинам поддерживает полигамию, а кто выступает против неё, выяснял STAV.AIF.RU.
Вместо загса – мечеть
Шариат – свод предписаний для мусульман – позволяет мужчине иметь до четырёх жён, если он может обеспечить им равные условия и достойно содержать их вместе с детьми. Мусульманский брак – никях – заключают в мечети.
«В никяхе обязательно участвуют четыре свидетеля: по двое мужчин со стороны жениха и невесты, – рассказал заместитель муфтия КЧР Мухаммад-хаджи Эркенов. – Будущие муж и жена должны подтвердить, что вступают в брак добровольно, а если девушка выходит замуж впервые, то согласие также должен дать её отец. Двор жениха должен быть украшен, чтобы все соседи и прохожие видели, что здесь проходит свадьба. После того, как имам убедился, что все условия соблюдены, он проводит церемонию и выдаёт мужу и жене свидетельство о никяхе».
Религиозные нормы и обычаи вступают в конфликт с федеральным законодательством, которое признаёт действительными только моногамные браки, зарегистрированные в органах загса. В СССР многожёнство наряду с кражей невесты считалось «пережитком местных обычаев» и было уголовно наказуемо. Нарушителю закона грозил год тюрьмы или обязательных работ. Соответствующую статью отменили только к 1997 году.
Второго августа 1999 года первый президент Ингушетии Руслан Аушев подписал закон, легализующий многожёнство, но его опротестовала республиканская прокуратура, и уже в 2000 году Верховный Суд РФ постановил отменить документ, противоречащий федеральным нормам.
«Официальным поводом для разрешения многожёнства в Ингушетии был демографический кризис, но вряд ли закон смог бы существенно изменить ситуацию, – считает кандидат исторических наук, научный сотрудник института этнологии и антропологии РАН Танзила Чабиева. – Историкам известно, что даже в конце XIX века ингуши вступали в полигамные браки, но это случалось не так уж часто, и такая статистика сохраняется до сих пор. В Чечне многожёнство распространено намного больше».
Поднять рождаемость любой ценой
По словам Танзилы Чабиевой, полигамные семьи на Кавказе решали проблему деторождения. Когда женщина не могла родить сына-наследника, муж приводил вторую жену. Такое положение дел для первой жены было благоприятней развода: она сохраняла статус, а муж продолжал содержать её и общих детей. Существовала и другая практика – брать в качестве второй или последующей жены вдову, лишившуюся кормильца. Случалось и такое, что из-за болезни и немощи жена сама просила мужа привести в дом другую женщину, чтобы та заботилась о нём и потомстве, а заодно рожала ему детей.
«Думаю, что сейчас нет реальной необходимости в создании полигамных семей, и вряд ли они существенно поднимут рождаемость, – говорит Танзила Чабиева. – Часто мужчины заводят новых жён из прихоти, прикрываясь религией. Но теперь им приходится считаться с нравом современных женщин: более образованных и требовательных. И жёны, и их родственники всё чаще выступают против такого «пополнения семьи», а развод страшит их намного меньше, чем сто лет назад. Некоторые мужчины в этих случаях заключают «скрытый брак», иногда – с представительницей другой нации, но в Ингушетии это большая редкость: почти все знают друг друга, и утаить что-то почти нереально».
По словам Мухаммада-хаджи Эркенова, жениться тайно и не нарушить религиозных предписаний мусульманин не может: само слово «никях» приблизительно переводится с арабского языка как «распространение слухов», а традиция обязывает устраивать шумное торжество по поводу свадьбы. Получается, что «скрытые браки» – это обычное сожительство, аморальное с точки зрения религии.
Юридически бесправны
Глава Чечни Рамзан Кадыров годами выступает за легализацию многожёнства, а в 2006 году призвал всех жителей республики, у кого есть желание и возможность, взять вторую жену. Многожёнство распространено не только в мусульманских регионах: оно также практикуется общинами христиан-мормонов. Этнографам также известно о полигамии у некоторых народов Крайнего Севера.
«Легализация многожёнства в России до сих пор вызывает дискуссии: у этой идеи есть и сторонники, и противники, – рассказал уполномоченный по правам человека в Ингушетии Джамбулат Оздоев. – Как юрист я знаю, что полигамия существует в стране повсеместно. Известно, что дальнобойщики, моряки, вахтовики заводят себе «жён» и детей в городах, где бывают по работе, живут на две-три семьи. Всё это может продолжаться годами, но если с супругом что-то случится, начнутся проблемы: если дети родились вне брака, придётся устанавливать отцовство, а «гражданская» жена не сможет претендовать на наследство и пенсию по потере кормильца. Ко мне несколько раз обращались вдовы, состоявшие с мужчинами в духовном браке без регистрации в загсе, и только путём внесудебных переговоров с законными жёнами некоторым из них удалось получить хоть какие-то средства. Для таких переговоров пришлось привлекать духовенство, старейшин, представителей местной администрации. Существующие законы не могут гарантировать второй жене таких же прав, как первой, но легализация полигамных браков решила бы эту проблему».