aif.ru counter
235

«Культ потребления – враг грамотности». Ученый о причинах упадка культуры

АиФ-СК №43 26/10/2016
Приучать читать нужно с детства.
Приучать читать нужно с детства. © / АиФ

Доктор филологических наук, профессор Клара Штайн считает, что язык живой, и способен к саморегуляции. Разрушить его можно, но сложно. Почему небрежное отношение к чистоте речи привело к упадку культуры, читайте в материале «АиФ-СК».

Что вы говорите?!

Анна Максименко, «АиФ-СК»: Язык так стремительно меняется, что иногда представители разных поколений, разных слоёв общества не понимают друг друга…

Клара Штайн: Язык – это не просто средство общения. Это наш культурный багаж. Сегодня действительно мало уделяется внимания культуре речи. Небрежное отношение к языку уже привело к общему упадку в культуре. Всё, что происходит сейчас на телевидении и радио – от её недостатка. Однако лингвисты, хоть и негодуют, но считают, что это не смертельно. Язык формируется на протяжении веков, запечатлевается в художественной литературе, словарях, в речи наиболее образованных людей. Его разрушить можно, но сложно.

Другое дело, хотят ли сами носители языка его знать или считают, что достаточно просто понимать друг друга. Грубость, неправильное использование падежей и склонений – это плохая работа школ и пример языкового поведения дома.

Единственный способ быть образованным и грамотным – много читать. Не важно, электронная это книга или бумажная. Необходимо прислушиваться к тому, как говорят, заглядывать в словарь, чтобы знать, как правильно.

– Парадокс: с одной стороны, язык упрощается, а с другой - он перегружен иностранными словами, терминами…

– Появление большого количества новых терминов и иностранных слов связано с техническим прогрессом. Язык живой, и способен к саморегуляции. Поэтому какие-то термины и иностранные слова исчезнут, а какие-то останутся и прочно войдут в наш обиход. Но есть у нас и излишняя страсть ко всему иностранному: бывает, что фраза состоит из 5 слов и все они иностранные. И без словаря невозможно понять, что сказали.

– Есть ли какие-то языковые особенности на Ставрополье?

– Особенность нашего региона – влияние южного великорусского наречия. Поэтому у нас мягкий раскатистый горловой звук «г», смягчение согласных на конце слова «значитЬ», «якание» – «пЯтак», «лЯгушка». Не первый год мы участвуем во всероссийском проекте «Тотальный диктант». Это честная проверка, один из срезов культуры в обществе. Но в этом году с ним справились только двое. А диктант – это всего лишь правописание – внешняя одежда языка. Если бы писали тотальное сочинение, я вообще не знаю, кто бы справился.

У кого культ удовольствия?

– Что происходит сейчас с высшей школой? В нашем крае уже несколько лет действует федеральный университет. Стало лучше?

– Задача федеральных университетов мне неясна. Зачем нужно было создавать эти конгломераты? В итоге вуз возглавили люди, не известные в научной среде. Мою научную школу и нашу лабораторию закрыли, прекратил своё существование наш знаменитый межрегиональный научный семинар «Textus». Учебники, которые мы специально разработали для современных студентов, объявили невостребованными. Нынешние руководители
СКФУ считают, что если научная школа не приносит прибыль, она неэффективна.

– Студенты тоже сильно изменились?

– Раньше основная задача студента была – учёба. Сейчас почти вся молодёжь и учится, и работает. Причём единицы из них действительно нуждаются в материальной поддержке. Остальные зарабатывают себе на развлечения. Сформировался культ потребления, культ удовольствия от жизни. 30 лет назад духовные и моральные ценности ставились выше, чем материальные на государственном уровне. Сейчас материальные ценности абсолютно доминируют над любыми другими.

Наука, культура занимаются поиском нового знания и сохранением имеющегося, для них деньги не главное, главное – душа человека.

Где источник вдохновения?

– Как русский язык занял такое место в вашей жизни?

– Мои родители многое пережили в войну. Папа и мама из Польши. Папа – еврей. Фашисты расстреляли всю его семью. Сам отец выжил чудом. Мама – медсестра, участвовала в битве за Сталинград, тоже чудом выжила. Они очень ценили жизнь и всё прекрасное в ней. Папа так и не избавился от акцента. Но дома у нас был культ книги. Родители собирали библиотеку, много читали. Вот я и росла в такой атмосфере. Выбор профессии, которая стала смыслом жизни, связан с большим уважением к русскому языку, литературе, культуре, которое мне привили родители.

В пединституте, где я училась, были преподаватели-фронтовики. И они настолько ценили жизнь и настолько любили своё дело, что нам было с кого брать пример. После окончания вуза работала в школе. Я обожала детей! Они абсолютно все талантливы – и непоседы-хулиганы и прилежные умницы. Просто к каждому таланту есть свой ключ, вот подобрать его сложно. Из школы уходила с трудом. Даже сейчас – стою где-нибудь в очереди, а ко мне подходит какой-нибудь пожилой уже человек и говорит: «Клара Эрновна, спасибо, что вы меня научили русскому языку».

Потом меня пригласили работать в пединститут. Я прошла честно и последовательно весь преподавательский путь – от ассистента до профессора. Считаю себя в равной степени и учёным, и педагогом. Если ты увлечённо работаешь в науке, то тебе всё время хочется кому-то эти знания передать.

Свои научные идеи я реализовывала в работе со студентами. Потом это воплощалось в книгах, статьях, возвращалось опять к студентам. Все книги, которые мы выпускали, а их более 100 – мы всегда дарили своим студентам.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах