Сегодня практически у каждого в кармане есть смартфон, в сумке планшет, на столе нетбук. Способов и путей доставки информации много как никогда. Мы получаем её и когда ищем, и когда не ищем. И далеко не всегда достоверную. Доверчивость аудитории используют в том числе и экстремисты, главная цель которых - создание паники, нагнетание страха. Кто нас обманывает в Сети, с какой целью, и можно ли от этого защититься – разбирался «АиФ-СК».
Оранжевый уровень
«18 террористов-смертников пересекли границу России и направляются на Ставрополье», «В кинотеатрах в сиденья втыкают иголки, заражённые ВИЧ», «Банда цыган орудует в нашем городе – похищают детей и продают на органы». Большинство пользователей соцсетей и мессенджеров хотя бы раз получали такие или похожие предупреждения. Как правило - от знакомых, друзей, родственников. Ретранслируют они подобные сообщения, потому что сами поверили и хотят предостеречь других. Но у авторов цели другие.
«Для кого-то это способ самоутверждения, игра на человеческих слабостях. А для кого-то целенаправленная подрывная работа, стремление сеять сомнения и недоверие, создавать панические настроения и дискредитировать власть. Экстремисты стремятся сформировать так называемое негативное сознание, подорвать государственные устои. Целей своих они достигают с помощью информационных войн, - рассказали в антитеррористической комиссии Ставропольского края. – Такие люди не упускают случая погреть руки на каждом ЧП, на любой трагедии. Вспомните «Зимнюю вишню», весь интернет был завален «новостями» о сотнях трупов, которых везут в кемеровские морги. Правоохранители тогда провели большую работу, установили первоисточник фальшивки. Оказалось, что запустил фейк украинский пранкер, не имеющий, разумеется, никакого отношения ни к Кемерово, ни к трагедии – просто из ненависти к нашей стране, из ущербного желания навредить».
Возможно, именно вал фейков вокруг кемеровской трагедии и стал для законодателей последней каплей. Чтобы дать правоохранителям какие-то инструменты для борьбы с этим злом, Госдума России в марте этого года приняла Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». СМИ его прозвали законом о фейковых новостях. Параллельно законотворцы внесли поправки в Кодекс об административных правонарушениях, за создание и распространение фейкньюс теперь предусмотрены серьёзные штрафы.
Изменило ли это ситуацию? Пока нет. В мае «террористической атаке» подверглась Калининградская область. В блогосфере и соцсетях активно обсуждались листовки, в которых сообщалось о введении оранжевого уровня террористической опасности. Якобы в полицию поступила оперативная информация о проникновении на территорию области диверсионной группы из семи вооружённых человек. Калининградцев призывали к бдительности. Стоит ли говорить, что листовки оказались фейковыми? Региональное управление ФСБ опровергло содержащуюся в них информацию и попросило жителей области не поддаваться панике и не транслировать недостоверные сведения.
На Ставрополье последний резонансный фейк был связан с медициной. В мессенджерах и соцсетях в октябре пошла гулять новость о том, что в аптеках Ессентуков продаётся отравленный називин. И якобы уже шесть детей попали в реанимацию. С опровержением пришлось выступить краевому минздраву.
«Данная информация не является правдой. В больницы города Ессентуки, а также другие медучреждения Кавказских Минеральных Вод не поступали дети с подобными отравлениями. Кроме того, нет сообщений от аптечных организаций о фальсифицированных препаратах, - говорится в пресс-релизе, размещённом на сайте ведомства. - В этой связи министерство здравоохранения Ставропольского края призывает всех жителей и гостей Ставрополья не реагировать на подобные сообщения, а доверять официальным источникам. Кроме того, минздрав напоминает об ответственности за распространение заведомо ложной информации и инициирует перед правоохранительными органами проверку в отношении автора аудиозаписи».
Думай, что репостишь
Каким будет механизм работы закона о фейковых новостях и насколько эффективным инструментом борьбы с ними он окажется, говорить пока сложно. В управлении Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу утверждают, что прошло ещё очень мало времени, для того чтобы можно было судить об этом, никакой практики ещё не наработано, а механизмы действия таких законодательных актов оттачиваются именно на практике.
Однако очевидно, что привлечь ответственности за создание и распространение фейкньюс можно будет не всех и не всегда.
«Авторы таких сообщений пользуются анонимностью, которую обеспечивают соцсети и мессенджеры, а, учитывая, что информационная атака зачастую идёт из-за рубежа, отследить серверы, с которых она начинается, не так просто: власти иностранных государств далеко не всегда идут навстречу, - говорят в краевой АТК. – Так что по-прежнему самый надёжный способ защититься от недостоверной информации и не стать её распространителем – включать критическое мышление. Некоторые фальшивки легко распознать даже неспециалисту. Например, в сообщении могут одновременно содержаться «100-процентная информация» и «якобы», что является очевидным противоречием. Пользуйтесь надёжными источниками, не верьте слухам и не делитесь бездумно чужими постами и сообщениями!»
Мнение эксперта
Кандидат социологических наук Александр Гапич:
«Появление новых каналов распространения информации предопределило массовость такого явления, как фейкньюс. Раньше в традиционных СМИ это сложно было представить. Могла быть ошибка, но не откровенная ложь. А теперь это тренд. Сейчас даже реакция поменялась на фейковую информацию. Если раньше это вызывало раздражение и возмущение, то сейчас у многих появился к этому иммунитет, в том числе и эмоциональный. Многие научились распознавать обман и никак уже не реагируют.
Мотивация у создателей фейкньюс самая разная. Часто они преследуют коммерческие интересы. Бывает, что такие новости запускают с исследовательскими целями - чтобы изучить, каким будет охват аудитории и отклик. Есть и те, для кого сегодня создание фейковых новостей – способ развлечения в интернете, наряду с пранкерством и троллингом.
Особняком стоят так называемые коллективные акторы (актор - действующий субъект). Они используют более сложные механизмы воздействия на массовое сознание. Цели могут преследовать разные: от формирования общественного мнения во время предвыборных кампаний до деструктивного влияния на общество в целом.
Фейковые новости, цель которых – деструктивное влияние, всегда основаны на доминирующих в данный момент в обществе страхах. И на них могут купиться даже разумные, здравомыслящие люди. Причин тому несколько.
Во-первых, резко возрос поток самой разнообразной информации. И чем её больше, тем меньше у человеческого мозга возможностей дифференцировать поступающие данные. В какой-то момент мозг просто устаёт реагировать и начинает поглощать информацию без какого бы то ни было осмысления.
Вторая причина связана с отсутствием содержательной информации. Чем меньше у человека сведений о какой-то волнующей его ситуации, тем больше он склонен верить в фейкньюс и попадается на эти уловки.
Третье – использование современных технологий. Очень сильно выросли возможности программного обеспечения для того, чтобы сделать не соответствующие реальности видео и фото. Если раньше фотография была фактически подтверждением какого-то факта, то сегодня - уже нет. Но у некоторых людей сохраняется инерция восприятия фото- и видеоконтента.

Кроме того, существуют базовые страхи. Если бы, к примеру, прошла информация, что какой-то театр закрывается на пятилетнюю реконструкцию, вряд ли эта новость пошла дальше истинных театралов. Потому что это потребность более высокого уровня. Но если речь в сообщении идёт о том, что театр заминирован, такая новость взволнует даже тех, что туда никогда не ходил и не пойдёт. Потому что это бьёт по нашей потребности в безопасности. Такая новость получит широкое распространение и окажет большее влияние. И, к сожалению, люди, которые занимаются производством фейков, всё это знают и понимают, на чём делать акценты.
Конечно, не каждый получающий фейковую новость пересылает её дальше. Это зависит от индивидуальных особенностей. Но есть психотипы, которые к этому особенно склонны. Например, человек с комплексом спасателя, как это называют психологи. Он считает своим долгом предостеречь, уберечь, спасти как можно большее количество людей от какой-то опасности. Или люди с повышенной потребностью во внимании, общественном признании. Пересылая фейкньюс, они удовлетворяют эту потребность – чувствуют себя авторитетными источниками важных новостей, которые касаются здоровья, безопасности и т.д.
В итоге из-за фейкньюс снижается уровень доверия между людьми, ухудшается качество коммуникации, подрывается доверие к государственным и общественным институтам и в целом повышается уровень социального напряжения в обществе. То есть гармонизации общественных отношений, особенно если идёт большая компания по фальсификации информации, это, конечно, никак не способствует».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть