Примерное время чтения: 8 минут
1999

Гонка «вооружений». Какие технологии изобретают интернет-мошенники

АиФ-СК №26 29/06/2016
Мошенники постоянно придумывают новые схемы обмана, а стражи правопорядка - способы борьбы с ними.
Мошенники постоянно придумывают новые схемы обмана, а стражи правопорядка - способы борьбы с ними. / С. Ломакин / АиФ

Технологии упрощают жизнь, но делают нас более уязвимыми. Жулики всех мастей внимательно следят за научно-техническим прогрессом и используют его в своих интересах. Только в Ставропольском крае за пять месяцев этого года они увели деньги с карт и счетов 982 человек. Раскрыть удалось только… 74 преступления.

О том, как защитить свои деньги от телефонных и интернет-мошенников, «АиФ-СК» рассказали представители банковской сферы, правоохранители, учёные и независимые эксперты.

Сложные схемы

«В общей структуре подобных преступлений телефонные и интернет-мошенничества занимают 80%, – обрисовывает ситуацию замначальника отдела управления уголовного розыска Игорь Орехов. – Способов обмана много. Самый распространённый – с помощью мобильного телефона. Приходит сообщение о том, что карта заблокирована (в интернете есть специальные программы, которые позволяют позвонить или отправить смс с любого номера.) Человек перезванивает по указанному контакту. Преступник представляется  сотрудником банка, даёт инструкцию, как решить проблему. Жертва идёт к банкомату, набирает определённую комбинацию цифр и… теряет все деньги».

Злоумышленники очень изобретательны. По словам замначальника контрольно-методического отдела по экономическим и общеуголовным преступлениям Юрия Гунько, как только правоохранительные органы и банк перекрывают один канал увода средств, «великие комбинаторы» тут же придумывают другой.

Не покладая рук трудятся злоумышленники и над новыми вредоносными программами (вирусами), в том числе для мобильных устройств. Но самое уязвимое звено – сами клиенты, многие из которых не думают о мерах безопасности.

«Нужно постоянно информировать людей о новых схемах жульничества, – считает независимый эксперт Валерий Ледовской. – Идентифицировать преступника – большая проблема, так как схемы достаточно сложные. Банки должны повышать уровень безопасности, не создавая при этом сложности в работе с финансовыми инструментами».

Удержаться на этой тонкой грани, сделав сервис комфортным, но безопасным – задача сложная. Банки над ней работают.

«Мы одни из первых в России предложили дистанционное обслуживание и в числе первых столкнулись с такого рода мошенничеством, – говорит начальник сектора противодействия мошенническим операциям Ставропольского отделения ПАО Сбербанк Алексей Тарасенко. – Совместно с правоохранительными органами активно выявляем подобные преступления. В 2014-2015 годах пресекли деятельность трёх межрегиональных групп, которые пользовались слабостью социально уязвимых групп населения – как правило, пенсионеров. Главная беда – низкий уровень подготовленности людей к современным технологиям. Проблема даже не в самих сервисах, а в доверчивости людей. Мошенники – хорошие психологи, и после обработки владельцы карт им выдают все данные и идентификаторы своих платёжных систем. Чтобы предотвратить это, информируем клиентов о существующих способах обмана и противодействии им. Размещаем на сайте подробные инструкции о мерах безопасности. Недавно запустили волонтёрскую акцию, которая должна повысить финансовую грамотность сельских жителей».

Своими руками

Но, как известно, пока гром не грянет, мало кто мерами безопасности интересуется. Мошенникам это на руку. Они прекрасно понимают психологию обывателя и легко манипулируют своими жертвами. Одно из самых популярных мест «охоты» – сайты объявлений.

Алина Н. из Пятигорска решила продать коляску. Назначила цену – 30 тыс. руб. Разместила сообщение в интернете. Вскоре ей позвонили, предложили перечислить задаток – треть суммы. Попросили назвать номер карты и код безопасности, указанный на обороте. В считанные минуты злоумышленники получили доступ ко всем счетам и картам девушки и «увели» 1,7 млн рублей.

Николая Т. подловили аналогичным образом, он продавал машину. Покупатель не скупился на комплименты в адрес «железного коня», подробно расспрашивал о состоянии авто. Признался, что готов купить прямо сейчас. Но в городе будет только через две недели. А дальше всё по схеме: задаток, данные карты. Но Николая насторожили некоторые нестыковки, он стал подробно расспрашивать собеседника и понял, что имеет дело с мошенником. Тот, обнаружив, что «улов» сорвался с крючка, подтвердил эту догадку и еще и похвастался, что в день с подельниками обналичивает по 100-300 тыс. рублей.

Удастся владельцу вернуть потерянные деньги или нет – зависит от многих факторов. Главный – время. Чем быстрее держатель карты обнаружит, что его «обчистили», и обратится в банк и в правоохранительные органы, тем больше шансов на успех. Потом – ищи ветра в поле.

«Схемы сложные. За последние два года мы поймали пять организованных преступных групп из Самарской, Ростовской и Новосибирской областей, – говорит Игорь Орехов. – Такие преступления требуют огромного комплекса оперативно-розыскных мероприятий. По несколько раз приходится выезжать в другой регион».

Вычислить преступника, поймать и привлечь к ответственности – непросто. Отсюда и низкая раскрываемость: из 401 совершённого за 5 месяцев этого года телефонного мошенничества раскрыли только 35, из 581 мошенничества через Интернет – 39.

Но в банке уверяют, что, если действовать быстро – сообщить банку о факте до того, как средства будут зачислены на чужой счёт, – вернуть деньги можно, независимо от того, удастся ли поймать проходимцев.

И фишинг, и скимминг

Избавить себя от нервотрёпки можно очень простым способом – застраховать деньги. Но традиций добровольного страхования в нашей стране пока не сложилось.

«Один полис защищает деньги на всех картах и счетах. Страхуем с 2014 года. И факты, когда деньги возвращали, уже есть, – говорит Игорь Ильченко. – К страховым случаям относятся, в частности, основные виды мошенничества – фишинг и скимминг. Скимминг – это когда информацию считывают специальные приспособления, установленные на банкомате. Фишинг – от слова «рыбалка», то есть ловля на живца. Это «развод» с помощью сообщений на мобильный телефон».

Только 15% тех, кому в банке предлагают такую услугу, соглашаются воспользоваться ею. Остальные не видят в этом необходимости. До поры до времени. По словам сотрудников банка, страхуют деньги, как правило, те, у кого финансы с карт уже уходили в неизвестном направлении.

Пока же специалисты продолжают искать новые способы защиты. Так, директор института информационных технологий и телекоммуникаций СКФУ Александр Чипига предложил изменить процесс выдачи средств, усилить и упростить информационную работу с самым слабым звеном – клиентом. Сотрудники банка заявили, что изучат предложения, и заверили, что готовы и дальше сотрудничать с представителями академических кругов, правоохранителями и экспертами.

мошенничество
Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах