Примерное время чтения: 7 минут
218

«Географию любили даже хулиганы». Учитель – о выборе пути и работе в школе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ-СК 20/07/2022
Учитель уверен, что с детьми нужно быть на одной волне.
Учитель уверен, что с детьми нужно быть на одной волне. / Дмитрий Воробьёв / Из личного архива

Преподаватель географии из Невинномысска Дмитрий Воробьёв будет представлять Ставрополье на всероссийском этапе конкурса «Учитель года-2022». Он стал лучшим на региональном уровне. О выборе профессии, учительском авторитете и многом другом педагог рассказал в интервью stav.aif.ru.

Детство в лесах

Анна Учаева, stav.aif.ru: Дмитрий Александрович, почему именно география?

Дмитрий Воробьёв: Всё идёт из детства. Я родился в семье военнослужащего из Ставрополья, который за несколько лет до моего появления на свет уехал на строительство Байкало-Амурской магистрали. До окончания школы мы жили на границе Амурской области и Якутии - в месте с суровой, но потрясающе красивой природой. К тому же классная руководительница, которую все любили, преподавала географию. Она могла заинтересовать своим предметом даже самых безнадёжных хулиганов. А мой дядя, у которого я отдыхал летом на Украине, был егерем, и мы вместе много времени проводили в лесах, изучали азы выживания - ярких впечатлений каждый раз набиралось много.

Так что ещё в школьные годы я планировал поступить в Хабаровский лесотехнический университет на отделение фельдъегерской службы. Но после 11-го класса семья возвращалась в Невинномысск, и не хотелось оставаться за тысячи километров от родных. Сначала я выбирал между политехническим институтом и аграрным университетом, но  однажды попал на день открытых дверей в педагогический институт (потом он стал СГУ, а сейчас вошёл в состав
СКФУ). Завкафедрой физической географии Виктор Шальнев рассказал абитуриентам, что в числе прочего у них будут полевые практики, и это стало решающим фактором. Я поступил на естественно-географический факультет, прошёл конкурс в 22 человека на место. За время учёбы понял, что мне хочется делиться своими знаниями с другими. И выпустился учителем географии, также имеющим право преподавать биологию.

- Сразу стали учителем?

- Нет, год отработал в воинской части заместителем командира по работе с семьями - тоже общение с людьми, в том числе детьми. Многие меня спрашивали, почему не иду в школу, если так хорошо нахожу общий язык с ребятами. Когда появилась вакансия учителя в невинномысской школе № 20, сразу туда устроился. Там я проработал в общей сложности 16 лет. Первый год - просто учителем географии и ОБЖ, потом прошёл переподготовку и стал завучем по учебно-воспитательной работе. Через несколько лет началась масштабная реконструкция школы и потребовался человек, разбирающийся в ремонте, госзакупках. Без отрыва от преподавания я переквалифицировался в завхоза, 10 лет был замдиректора по административно-хозяйственной части. В 2019 году наша директор перешла в школу  № 18 с углубленным изучением отдельных предметов. Я последовал за ней. Коллективы, что на прежнем месте, что на новом, были замечательные и в профессиональном, и в человеческом плане. Во многом благодаря нашей команде я и решил попробовать свои силы в конкурсе «Учитель года». Выиграл городской этап, затем краевой, осенью поеду представлять Ставрополье на общероссийском. Благодарен мотивировавшим меня коллегам, жалею лишь о том, что не участвовал в таких конкурсах раньше - это невероятные эмоции и бесценный опыт сотрудничества с интересными людьми, настоящими профи. 

«Продажи - не моё»

- Лет 20 назад, чтобы работать в школе, требовалась определённая отвага - зарплаты учителей оставляли желать лучшего.

- Да, причём опыт особой  роли не играл. Разница в оплате труда заслуженного педагога и новичка составляла рублей 200. Пока дочки были маленькими, я даже на четыре года уходил из школы в металлургическую компанию работать менеджером по продажам, дослужился до начальника отдела. Когда организацию расформировали, несмотря на успехи в сфере продаж, окончательно понял: моё - школа. Близкие поддержали, за что им большое спасибо.

Сейчас в материальном плане в школах стало лучше. Если руководитель захочет  заинтересовать специалиста, деньги найдутся: есть различные субсидии, гранты. 

- Вы преподаёте и ОБЖ. Не секрет, что к этому предмету нередко относятся как к бесполезной трате времени.

- А зря. Никогда не знаешь, где пригодятся навыки выживания. Ещё восьмиклассником я спас тонущую сестру, хотя сам плохо плавал. Вовремя вспомнил уроки, на которых рассказывали, как надо действовать. Наверно, тот случай заставил уважать ОБЖ. Уже взрослым участвовал в спасении людей, попавших в лавины в Архызе, Теберде - спасатели привлекали добровольцев. Да и в повседневной жизни надо быстро ориентироваться, что делать, если ребёнок упал, ушибся - в школах случается всякое. Особенно приятно, когда уже бывшие ученики рассказывают, как им помогли полученные знания. Конечно, я желаю, чтобы они никогда не пригодились, но будем реалистами!

Кстати, география и ОБЖ тесно связаны. Человек, имеющий хотя бы базовые знания по этим предметам, сможет сориентироваться на местности, выйти к людям. Иногда мне говорят, что даже в экстремальных условиях спасёт техника. Спрашиваю: если вы окажетесь в горах, в лесу без связи, будете узнавать дорогу у медведей? 

Возможно, пренебрежение к ОБЖ во многом складывается из особенностей преподавания. Часто уроки ведут отставные военные, не имеющие навыков общения с детьми. А педагогов, которые рассказывают интересно, находятся с ними на одной волне, ребята слушают. Сейчас в школы приходят молодые учителя, занимающиеся спортом, закончившие профильные вузы, знающие не только предмет, но и технологии подачи материала - это радует.

Обязаны учить, а не любить

- А говорят, что молодые специалисты не хотят идти в школы…

- Их действительно катастрофически не хватает, но процесс хотя бы сдвинулся с мёртвой точки, кто-то из выпускников вузов всё-таки выбирает преподавание. Молодёжь пугает падение авторитета учителей, отношение к ним как к обслуживающему персоналу. Но понимающих родителей больше, просто скандалы обычно на слуху. Хотя, конечно, случается всякое. Одна из самых странных претензий - «вы не любите моего ребёнка». Учитель и не обязан именно любить, он должен качественно донести знания. Плохая оценка - не выражение «нелюбви», а всего лишь оценка. Я всегда готов помочь, дополнительно объяснить, проработать «слабые места», ведь в конце концов успеваемость - показатель и моего профессионализма, но она не должна быть «накрученной». В жизни человеку нужны будут именно знания, а не оценки в аттестате. 

Немало моих коллег-пенсионеров признаются: давно бы ушли на отдых, но не на кого оставить подопечных. Президент подписал указ об объявлении 2023 года Годом педагога и наставника. Мы от него ждём серьёзных изменений, надеемся, что он улучшит ситуацию в профессии, даст решения, которые позволят привлечь молодые кадры.

- А где ещё, кроме школы, может работать выпускник географического факультета?

- У него море возможностей! Развивается геоинформатика, необходимая в кадастровой сфере, при межевании земель, комплексном обследовании территорий. Без такого направления, как социально-экономическая география, сложно представить работу логистики. Много наших выпускников среди геодезистов - без них невозможно проектирование зданий.  Все перечисленные специальности сейчас славятся хорошими зарплатами.

- Дочки продолжат ваше дело?

- Думаю, да, хотя я никогда не подталкивал их к этому. Младшая окончила музыкальную школу, сейчас поступает в Ставропольский колледж искусств, играет на двух инструментах. Признаётся, что хочет учить музыке детей. Старшая дочь - студентка Московского педагогического университета, специализируется на иностранных языках, её уже приглашали стажироваться за границу. Она по-
думывает о преподавании в вузе. Для меня же главное, чтобы профессия детям нравилась, как нравится мне моя. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах