1059

Без свадеб и похорон. Как коронавирус меняет уклад жизни на Кавказе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-СК 22/04/2020
От массовых религиозных обрядов приходится отказываться
От массовых религиозных обрядов приходится отказываться / Viktor Pogontsev / globallookpress.com

Цыганская свадьба на Ставрополье стала причиной заражения COVID-19 десятков людей и привела к смерти двух женщин, а похороны оказались рассадником инфекции в Чечне. Этого хватило, чтобы жители СКФО отказались от части традиций и вспомнили, как спасались от эпидемий предки. Подробнее – в материале «АиФ-СК».

Роковое веселье в Великий пост

Свадьбу в селе Новозаведенном Георгиевского городского округа Ставропольского края в марте сыграли по цыганским обычаям, нарушив режим самоизоляции и православные традиции. «Женились в пост, когда приближалась Страстная седмица», - говорит миссионер Георгиевской епархии Николай Кузьменко, который занимается катехизацией цыган.

Двое его знакомых, побывав на этом празднике жизни, попали в больницу. Симптомов болезни у них нет, однако тесты на коронавирус дали положительный результат. На той же свадьбе гуляли супруги из Иноземцево, которых теперь считают источником заражения. Муж вернулся из Москвы, заразил коронавирусом жену, которая, по данным минздрава края, страдала большим букетом хронических заболеваний. Она скончалась.

«А через некоторое время заболела женщина в Новозаведенном, которая тоже была на свадьбе. Её госпитализировали. У неё было несколько хронических заболеваний. Она тоже не смогла справиться с болезнью. После её смерти пришло подтверждение, что и она была заражена COVID-19, - рассказал Николай Кузьменко. - Её тело близким не выдали, сразу в закрытом гробу отвезли на кладбище и там предали земле в присутствии нескольких родственников. И до людей стало доходить, насколько эта болезнь опасна. Конечно, цыганам трудно соблюдать самоизоляцию, но сейчас обстановка под контролем медиков, санэпидслужб, комитета по делам национальностей и казачества».

После этого «массового семейного мероприятия», как назвал его губернатор Владимир Владимиров, в крае резко начало расти количество носителей коронавируса. 15 апреля тесты подтвердили инфекцию сразу у 20 человек, а на следующий день ещё у 28.

Проводили в последний путь и заболели

Стремление жителей Чечни соблюдать обычаи привело к резкому скачку числа заболевших в республике. Восьмого апреля в селении Новые Атаги на похороны собралось много народа, несмотря на введённые в республике с пятого апреля жёсткие ограничения. По словам главы региона Рамзана Кадырова, у четверых членов семьи умершего, присутствовавших на похоронах, имелись явные признаки COVID-19. В результате произошло массовое заражение. С 11 по 12 апреля число инфицированных в республике возросло с 22 до 48 человек. Ранее заболеваемость росла меньшими темпами. Чеченский лидер отчитал земляков за безответственное поведение.

Это случай вынудил муфтият Чечни изменить правила похорон на период пандемии COVID-19 и временно запретить заключение мусульманских браков. Обязательными действиями остались лишь омовение умершего, намаз над ним и само погребение. Ранее были отменены и коллективные молитвы в мечетях.

«Приходящие пособолезновать люди должны соблюдать предписанную дистанцию. Встречать их во дворе могут не больше шести близких родственников умершего. Находиться в доме группами строго запрещено. Если раньше провожающие в последний путь долго сидели и молились, то сейчас они ограничиваются одной поминальной молитвой и уходят», - рассказали в муфтияте Чечни.

В республике закрыли все мечети. Теперь туда приходит только имам для чтения азана (призыва к обязательной пятикратной молитве), с минаретов транслируют чтение аятов Корана и салаватов.

Склепы строили заранее

Кавказским народам и раньше приходилось отказываться от некоторых обычаев или менять их, причём не только во время эпидемий, но и по другим причинам. Ингуши в чрезвычайных обстоятельствах, как предполагают этнографы, отказывались от обрядов захоронения умерших.

«В горной Ингушетии много склеповых могильников. Они были у каждой семьи, как и жилые башни. Есть даже ингушская поговорка «При жизни башня, после смерти - склеп», - рассказывает этнограф Танзила Дзаурова.

Заразившийся опасной болезнью ингуш уходил в заранее подготовленный склеп. Там ему предстояло жить до смерти или излечения. Домочадцы приносили ему еду, оставляли неподалёку или подавали на вилах через специальное отверстие в стене. Вентиляция обеспечивала свежий воздух.

От погребальных обрядов ингушам пришлось отказаться и во время депортации 1944 года. Если в поезде, увозившем их на чужбину, кто-то умирал, горцам не давали их захоронить, заставляли сбрасывать с поезда. Некоторым удавалось спрятать трупы близких, чтобы по прибытии похоронить их по традициям. По словам Дзауровой, известен случай, когда мать 18 суток прятала тела двух своих умерших детей, обманывая конвоиров.

Во время остановок родители засватанной до высылки невесты искали семью жениха, чтобы соединить молодых и не допустить их разлучения после прибытия - представителей разных семей могли отправить в разные поселения. Обходились без калыма и приданого. Находили лишь богослова, совершавшего обряд «махр» (вручение подарка невесте при заключении брака).

Первые годы на чужбине вайнахи не играли свадьбы. А потом свадебный и похоронный обряды максимально упростили. Например, отказались от сложных ритуалов сватовства. В дом девушки приходил один сват и мог забрать её к жениху в этот же день, хотя в благополучное время церемония длилась три дня.

«Свадьбы сопровождались скачками и джигитовкой. Часто кортеж сватов привозил до 50 девушек на выданье, а со стороны жениха - столько же парней. Собравшись на открытой площадке, молодые люди подшучивали друг над другом и находили себе пару. Вечером в доме жениха молодёжь соревновалась в танцах», - говорит этнограф.

Инфекции разносили нищие

Заведующий отделом языковедения и фольклора Карачаевского НИИ Харун Акбаев говорит, что инфекции не обходили стороной карачаевцев и балкарцев, несмотря на изолированность и проживание в высокогорье.

«Через Кавказ проходил Великий шёлковый путь, регион часто становился ареной крупных сражений. По словам стариков, нередко заразу с собой приносили пришлые нищие. У нас ведь принято давать таким людям милостыню и предоставлять кров гостям на несколько дней», - говорит Акбаев.

По его словам, первые упоминания об эпидемиях в карачаево-балкарском фольклоре появились в конце XVI - начале XVII веков. Две волны чумы на Кавказе описываются в народных песнях «Ал эмина» («Первая чума») и «Эмина» («Чума»).

Когда начинались эпидемии, аулы закрывались для выезда и въезда. О вспышке заболевания сигнализировал установленный над аулом шест с чёрным башлыком или платком. Такие же по числу умерших ставили в каждом дворе.

Все праздники отменялись. Никто не мародёрствовал, а торговцы не повышали цены на свои товары. Богачи нередко помогали беднякам и семьям погибших. Выжившие считались почти святыми, их карачаево-балкарцы с уважением называли кёрденчи, или «увидевшие смерть».

«Существует легенда об одном торговце из Учкулана. В его семье было больше 10 человек. Однажды, возвращаясь из поездки по делам в свой родной аул, он увидел, что над селением возвышается длинный шест с чёрным башлыком - сигнал о начавшейся эпидемии. Мужчине пришлось остаться за пределами аула. Каждый день он наблюдал, как над его двором поднимались шесты с чёрными башлыками. После окончания эпидемии у него осталось лишь две дочки. Они стали кёрденчи», - рассказывает учёный.


Мнение эксперта

Главный внештатный эпидемиолог КБР Медина Петрова:

медина петрова кбр

«В республике отменены свадебные торжества в ресторанах и кафе. Даны рекомендации, чтобы на похороны собиралось как можно меньше людей.

Конечно, менталитет у нас такой, что, если человек заболел, обязательно его нужно проведать и родственникам, и знакомым. Но у нас ведётся информационная кампания, по телевизору показывают, что происходит в других регионах России и за рубежом, и у людей появился страх: они надевают маски и перчатки, стараются соблюдать изоляцию. Содействуют нам, когда мы устанавливаем контактировавших с больными. Всем, кто прибывает в регион, выдаём памятку с рекомендациями по самоизоляции и дезинфекции дома. Если условий для домашней самоизоляции нет, людей, которые были в непосредственном контакте с заражёнными коронавирусом (ехали или летели вместе), помещаем в обсерватор».


Комментарий

Заммуфтия Карачаево-Черкесии Мухаммад-хаджи Эркенов:

мухаммад-хаджи экренов кчр

«Ислам предписывает мусульманам беречь своё здоровье и не подвергать его опасностям, к которым относятся и эпидемии. Поэтому правоверные не должны покидать своих жилищ, если врачи предупреждают, что коронавирус несёт смертельную угрозу.

По соображениям безопасности можно на время отказаться от рукопожатий и объятий, для мусульман они не обязательны. Достаточно при встрече обойтись устным приветствием «салам алейкум» на расстоянии двух метров.

Известно, что пророк Мухаммад просил единоверцев совершать намаз дома, отказываясь от коллективной молитвы, если на улице шёл сильный дождь. Тех, кто приходил в мечеть во время ливня, он отчитывал за пренебрежение к своему здоровью.

Мы с 17 марта закрыли республиканское медресе, всех учеников распустили по домам. Не работают и мечети».


Точка зрения

Зампредседателя общественного движения «Высший совет осетин» Казбек Еналдиев:

казбек еналдиев северная осетия

«На похороны в Северной Осетии до пандемии порой собиралось несколько тысяч человек. Люди обнимались и целовались, хотя в исконных кавказских традициях такого не было. А во время эпидемий чумы больные, чтобы не распространять инфекцию, от безысходности уходили умирать в склепы. Так появился «город мёртвых» - Даргавс.

Когда было объявлено об угрозе распространения коронавирусной инфекции, нам пришлось объяснять людям, что она может протекать незаметно, что нужно беречь себя и близких, особенно пожилых, и лишний раз за руку не здороваться - кивнул и хватит.

Вы же знаете кавказцев: мы тесно общаемся, часто ходим друг к другу в гости. Но сейчас все в республике стараются придерживаться инструкций врачей, соблюдать дистанцию, использовать дезинфицирующие средства.

Свадьбы перенесли. Те, кто уже договорился, породнились, закрепили брак в ЗАГСе, забрали невест, дома испекли по традиции три пирога, а организовывать застолье с большим числом гостей будут позже, когда пандемия закончится».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах