Хлеб, молоко и овощи
«Сегодня ситуация с местными продуктами на прилавках супермаркетов лишь немного лучше, чем была 10 лет назад, – считает Ирина Видинёва, долгое время занимавшая должность замруководителя краевого комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности, лицензированию и торговле. – Представлены в основном бренды, которые появились в крупных сетях давным-давно, новых же почти нет.
Исключение - овощи, выращенные в теплицах. Поскольку теплиц в крае в последние годы создали много, появилась возможность поставлять в ставропольские магазины крупные партии томатов и огурцов. В том числе их можно купить и в супермаркетах».По мнению президента Торгово-промышленной палаты Ставрополья Бориса Оболенца, произведённые в крае хлеб, молочная продукция, мясо кур, мясные полуфабрикаты в крупных сетях представлены неплохо.
«А вот ставропольских кондитерских изделий, колбас, консервов, фруктов почти нет, - говорит Борис Андреевич. – Согласно мониторингу самих ритейлеров, ставропольцы хотели бы видеть эти продукты не только на ярмарках выходного дня, на рынках и в фирменных магазинах, но и в супермаркетах. Ведь подчас в шаговой доступности только универсамы. Я недавно участвовал в совещании, которое провели представители одной из крупнейших торговых сетей во Владимире. Они хотели бы брать на реализацию именно местные товары, но не могут себе этого позволить.
Не секрет, что окупаются в больших магазинах крупные партии, а ставропольские пищевики, как и их коллеги из других регионов, зачастую не могут этого обеспечить. Тем не менее в нашем крае один из ритейлеров хочет попробовать в порядке эксперимента закупать у местных производителей товары мелкими партиями».
Обойтись без сетей?
Впрочем, по мнению Бориса Андреевича, в том, что в ставропольских супермаркетах не всегда удаётся найти «свои» товары, не всегда виноваты торговцы.
«Иногда производитель сам не заинтересован в этом. Ведь у сетевиков жесткие требования и к качеству товара, и к упаковке. Проще, к примеру, сдать свиную тушу в небольшой магазинчик, нежели заморачиваться с расфасовкой. Но меня больше беспокоит другое: крупные сети вытесняют с рынка мелких торговцев в небольших городах и сёлах. Я считаю, что антимонопольщики должны занимать более жёсткую позицию и регламентировать число «чужих» супермаркетов в крае».
«Не секрет, что в крупных торговых сетях не обходится без коррупции, – говорит руководитель Ставропольской краевой общественной организации зашиты прав потребителей Лейла Сароян. – Не так давно был случай, когда у одного из местных производителей сыра крупный ритейлер потребовал несколько миллионов рублей за то, чтобы его товар появился на полке».