В КЧР едут ученые из Франции и Китая для настройки телескопа в обсерватории

АиФ-СК №3 14/01/2015
Елена Евдокимова / АиФ

В Карачаево-Черкесию едут учёные из Франции и Китая, которые помогут настроить 2,5-метровый телескоп Кавказской горной обсерватории МГУ.

Официальное открытие обсерватории состоялось в декабре прошлого года, но телескопу, чтобы заработать в штатном режиме, необходима сложнейшая доводка, осуществлять которую будут иностранные специалисты.

– Французы будут настраивать третье рабочее зеркало телескопа, китайцы, которые приедут в КЧР уже 17 января, займутся механикой и программным управлением, – рассказывает Сергей Ламзин, зам. директора Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ им. Ломоносова по научной работе. – Это очередной этап доводки, но не последний. Мировая практика показывает, что в течение двух-трёх лет с момента, когда начинают наблюдения, телескоп продолжают настраивать и отлаживать его работу – слишком уж высока точность механизмов, лежащих в его основе.

Сегодня учёные ждут, когда к обсерватории проложат оптоволоконную линию, чтобы обеспечить высокоскоростной доступ в Интернет и возможность передавать большие массивы данных. Тогда телескопом можно будет управлять из любой точки мира.

– Формально мы действительно сможем управлять телескопом через Интернет, – продолжает учёный. – Доступ будет открыт, разумеется, только для специалистов астрономического института. Но реально основное управление будут осуществлять штатные сотрудники на месте.

Главная особенность телескопа, как оказалось, даже не в дистанционном управлении, а в возможности корректировать режимы наблюдения в соответствии с погодой и атмосферными явлениями.

– Телескоп многофункциональный, он может фиксировать спектр звёзд и галактик, измерять яркость небесных объектов, выполнять множество функций в разных режимах, причём перестраиваться может в реальном времени, исходя из атмосферных условий, – поясняет Сергей Ламзин. – Для нашей страны эта система уникальна, и причина проста: в России крупные телескопы не строили около 40 лет.