aif.ru counter
389

Ставропольская учительница поразила Россию уроком по пьесе «Гроза»

АиФ-СК №42 17/10/2012
Фото: Елена Панкова

 Впервые в истории  Всероссийского конкурса «Учитель года»  ставропольский педагог  вошла в пятерку победителей. Учитель русского языка и литературы ставропольской  гимназии  №25 Наталья Малахова,  более чем достойно представившая родной край, дала эксклюзивное интервью «АиФ-СК». 

Досье:
Наталья Малахова родилась на Алтае в 1972 г. С отличием окончила Ставропольский государственный педагогический институт. Имеет 18 лет педагогического стажа. Замужем, воспитывает дочь. До Малаховой только учителю  лицея №14 Ставрополя Любови   Бутенко  в 2006 году удалось войти в число 15 лучших педагогов страны.

Услышат ли педагогов?

- Наталья Михайловна,  на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным, которая прошла после конкурса, и на «круглом столе» с участием министра образования России  Дмитрия Ливанова вы были одной из самых  активных  участниц диспутов. Что вас, как педагога с большим стажем, волнует более всего?

- В первую очередь, новые образовательные стандарты для старшей школы. Понятно, что их разработчики  хотят убить двух зайцев: и сохранить лучшие традиции советской школы с ее установкой на универсальность, и одновременно удовлетворить  требованиям профилизации.

Федеральный образовательный стандарт (ФГОС)  кардинально меняет подход к обучению в школе, позволяя ученикам самостоятельно выбирать, какие предметы и на каком уровне изучать в 10-11 классах, а также вводит третий обязательный ЕГЭ - по иностранному языку.  ФГОС вводит понятие обязательных учебных предметов (русский язык и литература, иностранный, математика, история, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности) и обязательных предметных областей, которых насчитывается шесть. Меня и многих коллег-словесников больше всего настораживает, что хотят провести интеграцию русского языка и литературы. Этот вопрос бурно обсуждался и  на июльском  съезде  филологов, который прошел в МГУ.  Многие – категорически против подобного слияния и,  в первую очередь, потому, что  в этом случае литература, теряя статус отдельного предмета, понемногу утрачивает и свою главную функцию – формирования  духовного и нравственного облика подрастающего человека, а этого допустить нельзя.

На встрече с президентом я  этот вопрос не могла не задать. Порадовало, что к  мнению  профессионального  сообщества руководители страны стараются прислушиваться. Я это почувствовала и на встрече  с первым лицом страны, и   на «круглом столе» с Ливановым. Под аплодисменты нам  объявили об упрощении  документооборота, с которым  вынужден работать учитель. Больная тема!  Например, ввели электронные журналы, чтобы  облегчить педагогу жизнь, а на деле учитель стал двойную работу выполнять.  Это отнимает  массу времени!          

- А кто-нибудь  поинтересовался дальнейшей судьбой  ЕГЭ? Мне кажется, тяжелее всего именно словесникам: тесты и  литература  «две вещи несовместные»…

-  Многие считают, и небезосновательно, что раньше, когда экзамен по литературе был обязательным, ученики читали поневоле. Доля истины, безусловно, в этом есть. Сегодня дети стали меньше читать.  Все больше усилий приходится прикладывать для того, чтобы мотивировать их к этому.  Иногда даже в старшей школе уроки литературы напоминают театр одного актера. То,  как я со своим десятым классом в прошлом году изучала «Войну и мир»,  - впервые в моей 18-летней практике. Приходилось отбирать самые яркие эпизоды и прочитывать их вслух на уроке, не считаясь со временем  и  отходя от планирования.  И знаете, это помогло: дети начали читать! Пусть  и  с пропусками батальных сцен. Тяжело переживаю такие ситуации, но  понимаю при этом: и один в поле воин. Ведь времена всегда одинаковые, что бы ни говорили! Многое зависит от учителя. Если он, рассуждая о клиповом мышлении учеников, сдается заранее,  результаты будут соответствующие. Если подходит к преподаванию   творчески – совсем другое дело.

 Когда я на  всероссийском  конкурсе давала урок по «Грозе» Островского, увидела в глазах некоторых членов жюри откровенное  недоумение: дескать, а что новое  можно здесь  выдумать?  Но после урока услышала: «Признаться, я терпеть не могла «Грозу», но теперь обязательно перечитаю эту пьесу!».     

Мне очень близки слова Даниила Гранина: «Современная литература – это  то, что я читаю сегодня».  Я стараюсь доказать своим ученикам: классика – это не памятник! А  учебник жизни, как бы пафосно это ни звучало.

- А как быть с русским языком?  Словесники в один голос говорят: грамотность снижается, ЕГЭ не выявляет истинных масштабов этой беды…

Справка:

Конкурс «Учитель года» проводился уже  в 23-й раз. В этом году в нем приняли участие 77 педагогов России  (55 женщин  и 22 мужчины). Площадкой стала гимназия №12 г. Липецка, председателем жюри -   ректор  МГУ Виктор Садовничий. Участникам предстояло дать открытый урок, интересно рассказать об опыте работы, поговорить с учениками на интересующие их темы и провести встречу с родителями.

15 лауреатам были предложены дополнительные испытания – мастер-класс и открытая дискуссия,  после которых определилась пятерка лучших.   

- «Единый, но не единственный», – этот тезис сегодня популярен. Я бы наряду с ЕГЭ ввела  при поступлении в вуз обычный диктант, который проверяет степень владения родным языком. Меня беспокоит и то, что современные дети, подчиняясь требованиям   ЕГЭ, начинают  писать по шаблону, простора для творчества  почти не остается.  Что поделать: критерии оценки очень жесткие, это поневоле накладывает отпечаток.                                       

Конкурс – для всей страны 

- Назревает новый закон «Об образовании». Опять реформа ради реформы?

- Я так не думаю. Новый закон нужен, потому что меняются реалии. В первую очередь, должен быть прописан статус учителя, это особенно актуально сегодня. Другой важнейший аспект – нацеленность  на открытость школы. То, что стали говорить о  «прозрачности»,  необходимости общедоступных сайтов школ, - просто здорово.

- Вернемся к конкурсу. Вы очаровали жюри уроком по «Грозе», и я не сомневаюсь, что ваш креативный опыт обязательно будет востребован. А вам лично что дал этот форум?

- Никакие  курсы повышения  квалификации  не дают  так много, как конкурс столь высокого уровня, ведь приезжают на него  лучшие из лучших.  Это великолепная площадка для обмена опытом, прежде всего. А благодаря тому, что на сайте «Учитель года» все материалы  выложены,  видеозаписи – в открытом доступе, их может смотреть вся страна. Бесценный опыт!  

Смотрите также:

Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах