Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата вполне могут быть диспетчерами, юристами, экономистами… И, наверно, очень неплохими. Но вот как и на чем они будут добираться до места работы?
Откуда вакансии?
В здании Главного Управления МЧС России по Республике Северная Осетия – Алания вовсю идет реконструкция. Цель – создать для будущих работников – людей с ограниченными возможностями – доступную среду. Возводятся пандусы, расширяются дверные проемы под проезд коляски, «адаптируются» санузлы и подсобные помещения.
Руководство Северо-Осетинского чрезвычайного ведомства полностью одобряет и поддерживает эту идею. Безусловно, не должно быть дискриминации по способу перемещения, если можно так выразиться. Человек должен иметь возможность получить работу, образование, не чувствовать себя изгоем из социума.
Откуда же возьмутся вакансии? Прежде всего – в связи с переходом на новую систему вызова экстренных оперативных служб через единый номер 112. Для этого федеральному ведомству потребуется 27 тысяч диспетчеров. Но это не значит, что попасть на вакантное место сможет любой из вышеназванной категории, даже при наличии преференций. Будет проводиться строгий отбор, в том числе и по состоянию здоровья, а также обязательное обучение.
«Никто не станет утверждать, что если у человека существует проблема с передвижением, то он плохо работает головой и не в состоянии осилить новые информационные технологии, - говорит подполковник Хазби Томаев, начальник ЦУКС МЧС России по РСО- Алания. – Как раз, может быть, наоборот. Если человек – уверенный пользователь, может быстро принимать правильные решения, то он вполне может работать диспетчером. Хотя сейчас должность диспетчера у нас аттестованная».
Проблема и в другом: тот же диспетчер находится на службе 24 часа. По Трудовому законодательству человек с ограниченными возможностями не может работать в таком режиме. Каким образом будет решаться кадровый вопрос? Необходимы и специальные учебные центры, потому что одного желания недостаточно.
Где же взять ковер-самолет?
«Одним предоставлением вакансий столь глобальную проблему не решить, - убеждена Жанна Цаллагова, директор Центра реабилитации инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, член Общественной палаты республики. – Прежде чем заступить на службу, человек должен элементарно выйти из дома и доехать на общественном транспорте, а это для данной категории людей во Владикавказе очень затруднительно. Я сама работала, и каждый день муж и брат помогали мне добираться до работы. Но такая возможность есть далеко не у всех».
Жанна абсолютно права. Благая идея может просто не иметь продолжения, если не будет тщательной проработки всего процесса и хотя бы пока в локальном масштабе. В масштабе МЧС, допустим. При всем желании быть полезным и себе, и обществу инвалид банально не доберется до места службы. Практически ни один подъезд многоэтажек Владикавказа пандусом не оборудован. И грузовые лифты есть далеко не везде. Про общественный транспорт и говорить нечего: туда и человек с двумя ногами в час пик не влезет, не то что колясочник. В растерянности и спасатели. Рабочие места-то они подготовят, а специализированного Центра обучения нет.
В общем, вопросов пока больше, чем ответов. И хочется, чтобы они решались на месте, и не на бумаге. Но за идею спасибо.