Примерное время чтения: 7 минут
1092

Пожелания здоровья и крики о помощи. Какие тайны хранят ковры с орнаментом?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-СК 28/08/2019
Орнамент каждого ковра имеет смысл, чисто декоративных не бывает.
Орнамент каждого ковра имеет смысл, чисто декоративных не бывает. / Танзила Дзаурова / Из личного архива

В Ингушетии возрождают утерянное орнаментальное искусство. Жительниц республики будут обучать изготовлению истингов - войлочных ковров с орнаментом. О смыслах, которые закладывали в них древние мастерицы, «АиФ-СК» рассказала историк и этнограф Танзила Дзаурова.

Без лишних закорючек

Ислам Текеев, «АиФ-Северный Кавказ»: Как появился ваш проект?

Танзила Дзаурова: Работу эту ведём давно, но в проект она вылилась недавно. Мы с единомышленниками собирали материал в экспедициях: искали  и фотографировали петроглифы в малоизученных районах горной Ингушетии, посещали башенные комплексы, беседовали с жителями региона. Потом создали общество «Дзурдзуки», выиграли президентский грант и выпустили первую книгу-альбом с древними ингушскими орнаментами и петроглифами - всего 1028 цветных иллюстраций.

- Когда зародилось орнаментальное искусство ингушей, в чём его особенности?

- Известный кавказовед Евгений Крупнов считал, что ингуши - одни из потомков кобанцев, живших на территории современной Чечни, Северной Осетии и Ингушетии.

Их изделия из бронзы, железа, золота и серебра, датируемые II тысячелетием до новой эры, были украшены орнаментами, такими же, как на изделиях народов Северного Кавказа в XIX веке.

Ингушский орнамент был исключительно смысловым, а не декоративным. Лишняя закорючка могла всё испортить. Часть национальных узоров сохранилась до XIX века, остальное изучить не удалось.

Танзила Дзаурова собирает этнографические материалы, общаясь со старожилами.
Танзила Дзаурова собирает этнографические материалы, общаясь со старожилами. Фото: Из личного архива/ Танзила Дзаурова

- Как орнамент отражал быт и традиции народа? Что символизировал тот или иной узор?

- Главным сюжетом на ингушских коврах было так называемое мировое древо. Оно отображало веру ингушей в три мира, где живут люди, мёртвые и боги. Его могли дополнять изображения животных и молящихся жрецов с воздетыми к небу руками и остроконечными головами, листьями и цветами.

В моём родовом селе Салги сделали рисунок с ковра XVII века с листьями клёна, сосны, липы и других деревьев и молящимся человеком. Надпись взывала, чтобы не иссякла благодать леса.

- Какие ещё зашифрованные надписи украшали ковры и для чего их наносили?

- Надписи на коврах могли предназначаться для узкого круга людей - членов одной семьи, тейпа и группы жрецов.

Есть предание, что как-то в горах Ингушетии похитили девушку и продали в рабство. Своим хозяевам она рассказала об умении валять войлочные ковры. Они этому обрадовались. Девушка делала ковры, их продавали на рынке. Вскоре на эти изделия наткнулись братья похищенной горянки. По изображённому на коврах орнаменту они поняли, где их сестра и как её спасти.

Когда девушка выходила замуж, ей давали ковёр с орнаментами плодородия как пожелание благополучия. Сама она везла в дом жениха два ковра - для себя и свёкра.

Серп и молот с аятом и скарабеями

- Как ингушские мастерицы изготавливали ковры? Сколько это занимало времени?

- Валяние войлока было распространено в горной Ингушетии. Использовали шерсть тушинской овцы осенней стрижки. Шерсть животных этой породы была хорошо пропитана жиропотом и прекрасно держала влагу.

На добровольных общественных работах «белхи» женщины и девушки мыли и чесали шерсть. Потом её клали на тканевое полотно, опрыскивали сывороткой, сворачивали в рулон и убирали в тёплое место. На следующий день женщины раскатывали шерсть локтями, пока она не сваляется в плотное полотно.

Его промывали в проточной воде, снова сворачивали в рулон и сушили. Разворачивали ещё немного влажным, приглашали профессиональных красильщиков. Те делали краски из высушенных ягод, кореньев, травы, коры и листьев. Изготавливали несколько полотен разных цветов. Из них вырезали одинаковые орнаменты и переставляли местами.

Узоры сшивали с основным полотном ковра. На это уходило до полутора месяцев. Шов скрывали под аккуратным белым кантом. Ковры с разными орнаментами дарили свёкрам, охотникам и воинам, друзьям жениха. Новорождённым преподносили ковры с орнаментом-оберегом.

- Почему это искусство было забыто? Повлияла ли на это депортация?

- Считается, что смыслы всех орнаментов хранил последний языческий жрец Ингушетии Элмарз-хаджи Хаутиев, живший, как считается, с 1766 по 1923 годы.

Серьёзный ущерб культуре ингушей нанесли события XX века - объединение с Чечнёй и депортация 1944 года (народы Кавказа депортировали в Среднюю Азию за то, что они якобы сотрудничали с фашистами - ред.). Упразднили Ингушский НИИ, а после выселения ингушей предметы их материальной культуры отдавали в музеи Грозного, Владикавказа и Ставрополя без упоминания о национальной принадлежности.

Уцелевшие ковры мы искали по всей республике, обращались к людям в соцсетях. Давали даже по 1000 рублей за фото ковров.

Встречались ковры 1930-х и 1940-х годов. Нам показывали ворсовый ковёр 1941 года, изготовленный на станке. На нём - скарабеи, отражающие доисламскую эпоху (золотые амулеты с ними находили в горной Ингушетии), аят (стих - ред.) из Корана и советская символика - серп и молот.

Одна старушка рассказывала мне, что делает истинги по лекалам, доставшимся от матери. Им уже около двухсот лет.

Настоящим подарком стали листки из альбома 1921-1924 годов ингушского художника Гази-Магомеда Даурбекова. Его случайно купил на блошином рынке в Москве у русской бабушки любитель истории и этнографии Гирихан Ахильгов. Альбом женщина выменяла в Казахстане у депортированных ингушей.

Свой альбом Даурбеков создал по итогам экспедиции в горную Ингушетию. В нём оказалось 60 орнаментальных мотивов XVII-XIX веков. Отдельные зарисовки ковров дополнялись объяснениями на латинице, записанными со слов мастериц. Это позволило найти ключ ко многим орнаментам.

- Как будете возрождать искусство войлочного ковроделия?

- Мы запланировали два обучающих четырёхмесячных курса для 30 девушек. Первый начнётся уже с сентября, второй - с конца февраля следующего года. Отбирать участниц будем по конкурсу. Занятия будут длиться полный рабочий день.

Войлочному ковроделию будут обучать ингушские мастерицы Рашат Ахильгова из Малгобека и Эсет Хамхоева-Барахоева из села Новый Редант - единственные в республике, кто владеет этим почти полностью утерянным искусством.

- Зачем вообще возрождать ковроткачество в наше время, когда ковровые покрытия производятся промышленным путём?

- В тех, что изготовлены машинами, нет души. А сделанный вручную ковёр радует глаз, и к нему относишься совсем иначе.

Мой дедушка рассказывал, что нашими коврами очень интересовались немцы, приезжавшие в Ингушетию с экспедициями в конце 1930-х годов. Многие из них привозили фабричные ковры и обменивали их на войлочные с национальным орнаментом ручной работы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах