«Акварель – очень сложная техника. Григорий Гагарин не только в совершенстве владел ею, он тонко чувствовал материал, деликатно и трепетно передавал настроение, детали. Он был эмоционален, и это не оставляло зрителя равнодушным более полутора столетий», – рассказывает заведующая экспозиционным отделом Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова Ольга Алексенко.
В два голоса
Здесь, в стенах музея, и развернулась экспозиция уникальных работ князя Гагарина, художника, архитектора, этнографа, офицера. Свою редкую и для столичных музеев коллекцию представил Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой. Не так давно выставка, посвящённая лермонтовскому Кавказу, экспонировалась в Махачкале. Теперь соседи прибыли с ответным визитом. Музейщики отмечают: Михаил Лермонтов и Григорий Гагарин были хорошо знакомы. И оба воспевали Кавказ – в поэзии и на холсте. «В 1840-м году в Пятигорске несколько работ они создали вместе, – говорит краевед и писатель Александра Коваленко. – Ещё несколько рисунков Лермонтова Гагарин скопировал, благодаря чему они сохранились. А на картину художника, посвящённую сражению при Валерике, одна из сцен «перекочевала» с лермонтовской работы».
Открыл Кавказ
Коваленко подчёркивает: выставка, безусловно, событие. Она соединила историю двух музеев ещё одним именем – просветителя Дмитрия Павлова.
«Он был создателем и одним из первых попечителей лермонтовского музея в 1915-1916 годах, а в середине 1920-х занимался организацией краеведческого музея в Махачкале. За короткий срок собрали столько экспонатов, что часть из них позже легла в основу собрания музея изобразительных искусств. В том числе и «гагаринская коллекция» – более 60-ти листов. Их передал дагестанскому музею подвижник Павлов, основатель музейного дела в регионах Кавказа».
Гагарин создал первую, самую многочисленную галерею национальных костюмов народов Азербайджана, Грузии, Дагестана, Кабарды и других кавказских регионов. В середине XIX века в престижном парижском издательстве Lemercier вышел в свет альбом «Костюмы Кавказа», сразу ставший раритетом. «Часть литографий из этого альбома была отпечатана художником лично, – отмечает Александр Сергеев, заведующий отделом изобразительного искусства ДМИИ. – Об этом свидетельствует монография на самой литографии и текстовая подпись под ней: «Печатал князь Гагарин».
Великолепные акварели с кавказскими пейзажами, рисунки, батальные сцены и сцены мирной жизни горцев – Кавказ предстаёт здесь совсем с другой стороны. Для тех, кто интересуется культурой региона, это будет открытием, убеждена Любовь Подсвирова, заведующая научно-экспозиционным отделом Государственного музея Л.Н. Толстого (Москва).
«Такой Кавказ мало известен. И эта экспозиция – редкость и для столичных музеев. Гагарин был очарован Кавказом, он не только запечатлел образы горцев, казаков, он стал пропагандистом культуры Кавказа, познакомил с его традициями и костюмом Европу. Открыл Кавказ миру… Им создан самый поэтический портрет Хаджи-Мурата. С Толстым они не были знакомы лично, но этот портрет был у Льва Николаевича. И когда знаменитый Лансере иллюстрировал Толстого, он опирался на зарисовки Гагарина».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть