Во время строительства трассы «Владикавказ - Моздок», которая должна втрое сократить путь между этими городами, на территории Зильгинского городища под бульдозерами обнаружились фрагменты костей. Работы на участке приостановили. Археологи и общественники настаивают, что строители нарушили закон об охране памятников и потревожили останки предков. В ситуации разбирался «АиФ-СК».
Музей под открытым небом
Зильгинское городище охраняется государством с 1995 года как объект культурного наследия федерального значения. Масштабные исследования там проводили в конце XX века. Было сделано много находок, но полностью городище не изучено до сих пор, поскольку занимает большую территорию.
«По мощности оборонительных сооружений Зилга не имеет аналогов в России, - рассказал доктор исторических наук, профессор, директор Института истории и археологии РСО-А Руслан Бзаров. - Этот древний город был построен на Шёлковом пути, его возвели на семи холмах в соответствии с древней индоевропейской традицией. Некоторые холмы были досыпаны и разделены рвами, а на самом высоком находилась обнесённая стеной цитадель. В первом веке нашей эры в городе процветали ремёсла, горожане и жившие по соседству селяне разводили скот и сеяли хлеб. Сделанные в Зильгинском городище археологические находки показывают, что уже в те годы здесь жило высокоорганизованное общество с имущественным и сословным разделением и развитыми формами политической власти».
Городище пересекает двухполосная дорога, ведущая из Владикавказа в Моздок, которую заасфальтировали ещё в послевоенные годы. В прошлом году по федеральному проекту «Безопасные и качественные автодороги» региональную трассу начали расширять. Работы шли по плану, пока в Сети не появились видеоролики, на которых в раскопанной бульдозерами земле видны фрагменты костей. Осетинский блогер Алик Пухаев запечатлел на видео обнаруженную во время строительных работ погребальную камеру. Появилась петиция с требованием немедленно остановить работы и проложить дорогу в обход Зильгинского городища, а памятник превратить в музей под открытым небом.
Виноват подрядчик?
После публикаций видео в сети и обсуждений в Общественной палате республики строительные работы приостановили, а территорию оцепили.
«Перед началом работ прошли предварительные археологические изыскания, которые учли в проекте расширения дороги, - рассказал пресс-секретарь министерства дорожного хозяйства Северной Осетии Николай Плесняков. - Учёные отметили несколько точек, интересных для исследования, чтобы провести раскопки до того, как начнётся строительство. Найти что-то в том месте, где рабочие наткнулись на кости, никто не ожидал. Сейчас специалисты ищут компромиссное решение, которое позволит сохранить историческое наследие и построить дорогу».
Пока археологи не получили разрешение, они не могут заняться раскопками. Председатель республиканского комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Эмилия Агаева рассказала, что подготовка необходимых документов для исследований может занять больше месяца.
«Пока известно, что на поверхности оказались кости и керамические черепки, их ценность и значимость предстоит определить экспертам, - объяснила Эмилия Агаева. – За причинённый ущерб отвечать будет подрядчик. Насколько мне известно, он вышел за границы территории, выделенной под расширение дороги».
В Северной Осетии с её богатым историческим наследием подрядчикам часто приходится прерывать работы из-за обнаружения археологических артефактов. В прошлом году археологи исследовали аланские катакомбы II-IV века в Моздокском районе перед строительством там газопровода «Моздок - Грозный». Находки позволили изучить погребальные обряды, материальную культуру и контакты с соседями ранних алан.