Примерное время чтения: 4 минуты
547

Наскальная живопись. Чем ознаменовался археологический сезон-2014

АиФ-СК №45 05/11/2014
Предоставлено музеем "Крепость"

«АиФ-СК» уже рассказывал о средневековой «живописи» на скалах в Усть-Джегутинском районе Карачаево-Черкесии. Новая сенсационная находка была сделана случайно во время экспедиции, посвящённой исследованию Великого шёлкового пути.

Привет от предков

Об этом на традиционном «круглом столе» в Кисловодском историко-краеведческом музее «Крепость», где обсуждались итоги археологического сезона-2014, рассказал доктор исторических наук, старший научный сотрудник Государственного музея искусства народов Востока Владимир Эрлих. По словам учёного, минкультуры РФ выделило гранд для продолжения работы по изучению памятников, связанных с Великим шелковым путём. Часть его, как известно, проходила по территории современного Северного Кавказа. В работе над проектом участвуют и сотрудники Китайского национального музея шёлка. Именно шёлк навёл первый мост между Китаем и Европой, а древняя дорога стала символом культурного и экономического диалога Востока и Запада.

Исследователей, отмечает Эрлих, интересовали скальные могильники, крепости, поселения аланской культуры вдоль Шёлкового пути. Их нужно было тщательно осмотреть, дообследовать и нанести на карту.

Изучая погребения в труднодоступных местах Хасаутского ущелья в Карачаево-Черкесии, участники экспедиции и обнаружили наскальные рисунки, выполненные древними художниками хорошо сохранившейся минеральной краской – охрой. Это настоящее открытие, поскольку прежде об этом древнейшем «вернисаже» ничего не было известно.

Лук, олень, охотник

Как отмечают учёные, одни рисунки – скорее, орнамент, другие – представляют собой развёрнутые сюжеты – сцены охоты и зарисовки, где человек, олень и орудие поражения – лук предстают в непривычной последовательности. Лук направлен не на животное, а на охотника. Можно только предполагать, что подобные композиции имели для наших пращуров определённый магический ритуальный смысл – дать детальную научную оценку «наскальной живописи» ещё только предстоит. В череде сделанной охрой цветных рисунков есть и похожие на солярные знаки. Возможно, они играли для предков защитную роль, оберегали от опасности.

Предварительная датировка рисунков – III-I тыс. до нашей эры,эпоха ранней бронзы. Наскальная живопись этого времени, как говорят археологи, большая редкость, к тому же случайно найденный «вернисаж» дошёл до нас в достаточно приличной сохранности. Теперь важно сохранить его, поскольку скальная порода постепенно разрушается.

– Мы всегда ждём ежегодных «круглых столов», где археологи обнародуют то, что удалось найти во время раскопок и изысканий, – делится старший научный сотрудник «Крепости» Наталья Васюкова. – Это позволяет глубже заглянуть в историю нашего региона, узнать новое. Но главное – мы рассказываем о результатах работы учёных гостям музея, в первую очередь – молодёжи, которой мы стараемся привить интерес к истории древнейших эпох. Авторы открытия оставили нам свою презентацию, которая позволяет наглядно иллюстрировать музейные экскурсии – мы не только популяризируем находки археологов, но и показываем, каким творческим ресурсом обладали представители майкопской и кобанской культур. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах